Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не припася основы, ткать не садятся

Рубрика: Ковроткачество

Молдавские ковры

Просмотров: 58573

Среди наиболее замечательных произведений молдавского декоративно-прикладного искусства одно из первых мест принадлежит коврам.

Ковроделие в Молдавии возникло и развивалось как область народного искусства. Будучи необходимым предметом бытовой обстановки, ковры производились почти в каждой крестьянской семье. Развивавшееся в течение веков ковроделие достигло высокого художественного уровня, отобразив исключительное своеобразие и богатство молдавской народной орнаментики.

Молдавские ковры издавна привлекали к себе внимание этнографов и любителей народного искусства, неизменно вызывая их восхищение.

В предлагаемом альбоме представлены образцы традиционных молдавских ковров, в большинстве своем воспроизводящие экспонаты из собрания Государственного историко-краеведческого музея в Кишиневе. Многие из них относятся к концу XVIII — первой половине XIX вв.

Развитие капиталистических отношений во второй половине XIX в. привело к расширению кустарного коврового промысла, что вызвало упадок художественной формы молдавского ковра. Мелкая буржуазия и мещанство, являвшиеся основным городским потребителем ковровой продукции, диктовали свои требования ковроделам, вынуждая их отказываться от исковых художественных традиций и заниматься воспроизведением чуждых молдавскому искусству образцов.

Черты упадка особенно заметны в ковровой продукции конца XIX— начала XX вв. В ковровый рисунок проникают натуралистические изображения цветов, букетов из роз и другие мотивы, заимствуемые из дешевой печатной продукции — всевозможных этикеток, открыток и так называемых «мыльных узоров» (узоров для вышивания, вкладывавшихся в мыльные обертки с рекламной целью). Эти мотивы, перенесенные в ковровый узор в сильно увеличенном виде, отличаются грубостью трактовки, а красочные отношения — резкостью, почти спектральной насыщенностью анилиновых тонов с преобладанием розовых, красно-фиолетовых и травянисто-зеленых красок на холодно-черных фонах. Естественно, что при изучении коврового искусства прошлого для нас наибольший интерес представляют ковры лучших традиций.

По технике выполнения молдавский ковер относится к гладким безворсным коврам полотняного переплетения. Узор подобных ковров образуется цветными шерстяными нитями утка, за которыми скрыты нити основы. Выполнение рисунка производится ковровщицей с образца или по эскизу. Опытные ковровщицы работают над узором по памяти, свободно импровизируя традиционные народные мотивы.

Для изготовления больших ковров пользуются вертикальным станком, носящим название «рэзбой». Узкие ковры ткут на горизонтальном станке, служащем для изготовления всевозможных нековровых тканей. В прошлом большие ковры нередко составляли из двух или трех узких полос, которые ткали порознь, а затем сшивали.

Виды ковров
Орнаменты молдавских ковров
Цветовая гамма ковра

Д. Говерман

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru