Рубрика: Ковроткачество
Цветовая гамма ковра
Просмотров: 3411
Спокойная, сдержанная цветовая гамма старинных молдавских ковров достигалась, в известной степени, применением растительных красителей местного происхождении. Из многочисленных местных красителей употреблялись, главным образом, наиболее стойкие: дрок красильный (желтый краситель), зопник (красно-коричневый), кора дуба и ольхи (черный и коричневый), марена (красный), местная индигоноска вайда (синий) и некоторые другие. В конце XIX в. естественные красители стали быстро вытесняться привозными анилиновыми — яркими и весьма нестойкими к действию света и влаги. Широкое применение их вызвало резкое ухудшение колорита ковров. В настоящее время используются прочные химические (кислотные) красители.
Цветовая гамма лучших ковров обычно ограничена небольшим количеством тонов (пять — восемь). Народные мастера понимают, что сила цветового воздействия произведения зависит не от количества или яркости тонов (что привело бы лишь к пестроте), а от умения найти их отношения, от умения выявить, путем сопоставления тонов, заложенные в них возможности.
Цветовая трактовка узора носит условный характер. Расцветка растительных и других мотивов не обязательно соответствует их природной окраске. Цветовой трактовке образов свойственна та же мера условности, какая наблюдается и в самом рисунке; в этом проявляется органичность, цельность народных художественных представлений.
Лучшие традиции народного ковра продолжаются и развиваются в современном ковроделии Молдавии. Современное ковровое искусство Молдавии характеризуется развитием двух его форм — орнаментального и сюжетно-тематического ковра. Роль орнаментального бытового ковра в наше время значительно повысилась.
В современных орнаментальных коврах традиционные приемы и мотивы подвергаются творческой переработке. Заметно стремление художников к расширению круга мотивов, к поискам новых композиционных решений. Растительный орнамент современных ковров обогащается мотивами винограда, хлебного колоса, подсолнуха, кукурузы, хлопка и особенно — плодовых культур. Часто образы эти получают в ковровом узоре символическое значение, выражая идею изобилия, благосостояния.
Сюжетно-тематические ковры представляют совершенно новое явление в ковроделии Молдавии. Они предназначены для интерьеров общественных зданий, тематика их посвящена историческим событиям и современности. В своих первых сюжетно-тематических коврах художники шли по пути воссоздании в ковровой технике произведений живописи, добавляя к ним на ковре лишь орнаментальную кайму. В работах последних дней в этой области определились своеобразные для Молдавии приемы, когда орнамент, тесно переплетающийся с сюжетными кадрами, сам приобретает образно-символический смысл, участвуя в выявлении общей идеи произведения.
Вернуться к оглавлению книги «Молдавские ковры»
Последние материалы этого раздела:
- Изготовление войлочных ковров
- Изготовление махровых ковров
- Ткачество ворсовых ковров
- Ткачество безворсовых ковров
- Приступаем к ткачеству ковра
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.