Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Либо трынка-волынка, либо прялка-моталка.

Рубрика: Ковроткачество

Восточные ковры

Просмотров: 52856

Преобладающее большинство восточных ковров принадлежит культуре ислама. Подобно другим видам искусства, ковроткачество не имело собственного стиля, но переплавило в орнаментике египетские элементы с античными, персидские с византийскими, объединив в один стиль.

Орнамент ковров являл собой сложную абстрактную композицию. Отдельные элементы были тесно сплетены в узор, который заполнял всю поверхность. Изображать людей и животных запрещала мусульманская доктрина. Однако в некоторых областях в отдельные периоды этот запрет нарушался (на персидских и кавказских коврах). Значительное место в орнаментике восточных ковров отдано символу. У каждого геометрического, растительного и животного мотива было и есть свое символическое обоснование.

Персидские ковры. Персия (современный Иран) — классическая страна восточных ковров, а также, место их происхождения. Материалами изготовления персидских ковров служили шерсть в утке, хлопок в основе. В быту применялись также ковровые подушки, переметные сумки для хранения одежды и украшений, ковровые мешочки для хранения зерна. Сущестуют следующие композиционные типы персидских ковров: медальонные — с центральной композицией и растительным орнаментом; цветочные — со спиральными усиками и цветами (пальметтами); польские — со звездой в центре и бордюром из усиков, трилистников, арабесок; охотничьи — с мотивами борьбы животных; вазовые — с вазой и цветами. В цветовой гамме используется множество дополняющих друг друга оттенков красного, синего, желтого цветов; узлы, применяемые в ковроткачестве — «гиордес» и «сеннэ». В настоящее время персидские ковры производят в Иране и Азербайджане.

Турецкие ковры. Мотивы орнаментики турецких ковров имеют византийско-сасанидское происхождение: кружковый узор, гербы с животными, куфические письмена. На небольших молитвенных ковриках изображали две колонны, а с вершины михраба спускалась лампа или цветок. В основе использовался хлопок, в утке — шерсть. Турецкие ковры производили, соответственно в Турции, а также в Туркестане, Афганистане. В Турции при изготовлении ковров использовали узлы «гиордес». В Туркмении применяли в ковроткачестве узлы «сенне».
По сегодняшний день туркменские кибитки покрывают коврами из овечьей шерсти, козьего и верблюжьего волоса. В узоре преобладают ряды восьмиугольников, мотив тарантула и стилизованных звезд, мотивы «гель». Колорит строится на сочетании темно-красных и бордовых цветов.

Кавказские ковры. Ковры народов Северного Кавказа самые разнообразные как по технике выполнения, так и по художественному оформлению. В классических дагестанских коврах, выполненных в ворсовой технике или технике «сумах», существуют две композиционные схемы: 1) вся плоскость центрального фона заполняется многократно повторяющимися одинаковыми элементами и 2) медальонное заполнение центрального поля. На кайме — ленточный узор из полос разной ширины. Характер узора каймы часто отвечает основному орнаментальному построению всего ковра. В композицию ковра нередко включаются геометризированные фигурки людей, всадников, птиц, животных. Для узора характерно введение множества обводок и повторяющихся многоступенчатых контуров. Цветовая гамма сочетает насыщенные красные и синие цвета.
Дагестанские ковры часто изготавливаются из неокрашенной шерсти. Среднее поле разбито на продольные и поперечные полосы, на бордюре часто используется мотив трилистника, цветочные или геометрические мотивы, изображение головы орла. Узлы — «гиордес». Помимо ворсовых ковров, в Дагестане вырабатываются изделия в технике «сумах».
Для армянских ковров характерен сильно геометризированный растительный орнамент, в котором сплетаются воедино цветочные мотивы, изображения животных, птиц. Широко распространены безворсовые ковры — карпеты.

Китайские ковры. Самые ранние китайские ковры — «кэсы» — относятся к X веку и подражают в орнаментации шелковым тканям. Кэсы выполнялись в технике, близкой к европейским шпалерам. В основе узора лежали религиозные символы буддизма и даосизма. Позднее в орнаментику проникают натуралистические элементы: пейзажи, символика философии и искусства. В Китае ковры изготавливались полностью из шелка, то есть шелк использовался и для нитей основы, и для нитей утка.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru