Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

Рубрика: Ковроткачество

Европейские ковры

Просмотров: 28123

Если на Востоке ковер был непременной вещью повседневного обихода (что связано, в основном, с кочевой жизнью восточного народа), то в средневековой Европе ковер составлял неприкосновенную принадлежность церкви и короля. Начиная с XIII века, восточные ковры начинают завозить в Европу, чаще в качестве подарка. В соборах ими завешивают стены по праздникам, стелют перед главным алтарем. А в Испании и Франции начинают подражать технике исполнения восточных ковров.

Народные ковры. Выделка узелковых ковров не была столь распространенной, как на Востоке. Основными районами изготовления ворсовых ковров становится Скандинавия, Балканы и Польша. Здесь ткут ковры теми же способами, что и на Востоке. Отличие европейских ковров состоит в том, что между двумя рядами узлов затыкается от десяти до двадцати рядов утка.
В скандинавских коврах используются мотивы дерева жизни и лотоса, что говорит о древнем происхождении этих ковров. Поскольку в Скандинавии ковры составляли часть приданного невесты, то наряду с геометрическим орнаментом в ковроткачестве использовали мотивы двух сердец и распятия. Орнаментика скандинавских ковров испытывала также влияние стилей барокко, рококо, классицизма.
Польские и украинские ковры-килимы выполнялись в технике гладкого ткачества или гобеленового переплетения. Килимы украшались уступчатым геометрическим орнаментом, в котором каждый цвет имел множество оттенков, сглаживающих контраст в сочетании цветов. В килимах с растительным орнаментом плоскость заполнялась стилизованной местной растительностью в упрощенном и плоском виде и была обрамлена несложной каймой. В колорите преобладали оттенки теплой гаммы на черном или светлом фоне.
Молдавские ковры выполняются в технике гладкого полотняного переплетения. В орнаментике преобладают растительные мотивы обобщенно трактованные (деревья, кусты, вазоны, букеты). Цветовая гамма носит условный характер, не соответствующей природной окраске, и состоит из 5 — 7 цветов. Композиция ковров непринужденная, отличается простотой, изяществом, связанностью всех элементов. Мотивы каймы не повторяют мотивов центрального поля, а как бы противопоставлены им по рисунку и по цвету. Кайма может быть с одной, двух, трех или четырех сторон.

Русские ковры. Старинные безворсовые или махровые ковры отличались большим разнообразием рисунков с геометрическим и растительным орнаментом. Широко было развито изготовление ковров с рисунком в полоску, с включением простых геометрических узоров, наклонных, уступчатых или зигзагообразных полос. Наиболее интересны русские ковры с геометрическим орнаментом, сплошь закрывающим плоскость ковра, с четко выраженной серединой и широкой каймой с подкаемками. Узор центра ковра строится на раппортной композиции из уступчатых ромбов. Узор каймы также состоит из множества уступчатых разноцветных ромбов, вписанных один в другой. Старинные русские ковры имели квадратную форму. Ширина центральной части ковра чаще всего соответствовала сумме ширины двух каем.
В русских коврах с растительным орнаментом «в розу» в центральной части обычно располагают изображение одного или нескольких больших букетов цветов. Один из излюбленных композиционных приемов: вписывание букета в какую-либо воображаемую геометрическую форму — овал, круг, квадрат. Композиция завершается каймой в виде цветочной гирлянды или крупных и мелких цветочных и растительных групп. По краю ковра располагается узкий подкаемок в виде мелких листьев и цветов.
В Курской и Воронежской губерниях изготовляли гладкие и ворсовые ковры с геометрическим и цветочным узором. Ковры с геометрическим узором снабжались рисунком в полоску с включением простых геометрических фигур. Воронежский цветочный ковер имеет узкую кайму по периметру, центральное место занимает композиция с букетами цветов, проработанных объемной светотенью. Фон используется темный — черный, темно-синий, бордовый.
Воронежские ковры. Для ковров Воронежской области характерны следующие особенности: 1) замкнутая композиция с четко выделенной серединой и бордюром; 2) компактное заполнение фонового пространства цветами; 3) смешение в рисунках садовых растений различной формы и цвета; геометризованная линия рисунков-мотивов.
В XIX веке ковровые фабрики на территории России работали в Завидове, Шадринске, Курске, Воронеже, Тюмени. Композиция тюменских махровых ковров строилась на крупных орнаментальных формах, так как длинный ворс создает дополнительный живописный эффект за счет смешения разноцветных концов пряжи. В старинных санных махровых коврах композиция делилась на три части. Узор части ковра для спинки саней делался из крупных узоров яркой расцветки, так как был виден издалека. Средняя часть (для сидения) имела простой узор. Часть ковра для пола саней украшалась разноцветными ромбами.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.

У вас есть чем дополнить статью Европейские ковры?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru