Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Куделя — не медведь, на неё можно и завтра поглядеть.

Рубрика: Ковроткачество

Дагестанские тканые ковры

Просмотров: 3256

Дагестанские тканые ковры издавна пользуются заслуженной славой не только в нашей стране, но и за рубежом. Этот район ковроделия занимает в Российской Федерации ведущее место по выработке традиционных ковров с великолепной композицией и колористическими решениями изделий. Северные районы Дагестана славятся своеобразными безворсовыми двусторонними коврами — паласами, южные горные районы — ворсовыми коврами и сумахами.

Безворсовый двусторонний ковер. 120х210 см, плотность по основе — 16 пар нитей в 1 дм. Дагестан. 70-е годы ХХ в.
Безворсовый двусторонний ковер. 120х210 см, плотность по основе — 16 пар нитей в 1 дм. Дагестан. 70-е годы ХХ в.

В классических композициях ворсовых ковров и сумахов центральное поле заполняется медальонами, розетками, расположенными симметрично, более мелкими орнаментальными формами.


Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 176х210 см, плотность 43х43 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.
Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 176х210 см, плотность 43х43 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.

Наиболее излюбленным решением центральной части изделий является включение медальонов — от одного до пяти. Участки фона между медальонами заполняются симметрично или чаще всего свободно расположенными разнообразными узорными формами в виде розеток, геометрических, растительных мотивов и т. п.


Ворсовый ковер. Рисунок «Табасаран». 80х120 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.
Ворсовый ковер. Рисунок «Табасаран». 80х120 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.

Бордюр ковров состоит из главной каймы и нескольких подкаемков, украшенных орнаментом. Характер узора каймы, сто ритмическое построение часто отвечают основному композиционно-орнаментальному построению всего ковра. Каждый элемент орнаментального заполнения ковровой плоскости заключен в контур. Крупные медальоны имеют от одного до нескольких контуров, близких или контрастных к цвету фона, что усиливает художественно-эмоциональное воздействие ковра. В композиции ковров нередко включаются геометризованные фигурки людей, всадников, птиц, домашних и диких животных (собака, коза, баран и т. п.).


Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 140х200 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.
Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 140х200 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.

Тому, кто знаком с природными и климатическими условиями жизни горцев Дагестана, при рассматривании рисунков ковров будут понятны и любовь к растительному орнаменту, и богатство цветовой палитры.


Ворсовый ковер. Рисунок «Тапанча». 200х230 см, плотность 44х44 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.
Ворсовый ковер. Рисунок «Тапанча». 200х230 см, плотность 44х44 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.

Расцветки рисунков яркие, жизнерадостные, основные цвета — красные, голубые, синие, оранжевые. А желтые, розовые, теплые зеленые и белые вводятся в композицию ковра для цветовой игры, что сообщает коврам особую живость и привлекательность.

Вернуться к статье Ручное ковроделие

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.

У вас есть чем дополнить статью Дагестанские тканые ковры?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru