Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

Рубрика: Узорное ткачество. Декор ткани

Виды узорного ткачества. Пестрядь

Просмотров: 17260

Попробуем теперь освоить еще одну несложную технику узорного ткачества, а именно — тканье так называемой пестряди, т. е. ткани из разных цветов ниток в народном узорном ткачестве. Из нее шили юбки и сарафаны, мужские и женские рубахи, передники и пр. Народная пестрядь была очень разнообразной: она ткалась из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток. Цвета для пестряди подбирались так, чтобы не было впечатления негармоничной, режущей глаз пестроты.

Особенно часто применяли красный и темно-синий цвета в сочетании с небольшим количеством золотисто-желтого, белого, зеленого, иногда черного, лилового, темно-коричневого, взятых в таких пропорциях, что получалась яркая, звучная, но единая цветовая гамма. В более старых образцах народной пестряди, относящейся к середине — концу XIX в., колорит более мягкий, спокойный (из-за применения растительных красителей, так как химические, более яркие текстильные краски появились в сельской местности лишь в конце XIX в.). Неотъемлемое качество народной пестряди — хорошо найденные пропорции и ритм полосок и клеток, их масштаб по отношению к изделию в целом.

Перейдем к изучению технических приемов тканья пестряди. Простейшие полоски по утку мы уже научились делать, применяя наряду с белыми другие цвета уточных нитей. Теперь научимся делать клетчатые рисунки, в которых полоски расположены и по утку и по основе. Для этого нужно научиться сновать многоцветную основу, что делается строго по счету нитей. Предварительно рассчитывается, сколько, каких нитей и в какой очередности мы будем сновать. Согласно этому расчету составляется порядок сновки.

Обычно в клетчатом рисунке порядок расположения цветных нитей через определенное их количество повторяется. Количество нитей в повторяющейся части узора называется раппортом. Сначала рассчитывается раппорт клетчатого рисунка по основе; исходя из него и составляется порядок сновки.

На настольном станочке, имеющем небольшую ширину, можно соткать клетчатый шерстяной или полушерстяной шарфик. Для него используются шерстяные или полушерстяные разноцветные нити, предназначенные для ручной вязки. Нити не должны быть очень тонкими, лучше всего взять пряжу №5. Плотность нитей возьмем небольшую — 4-5 или 6 нитей на 1 см. Для этого понадобятся те же берда № 40, 50 или 60, но пробирать теперь будем по одной нити в зуб. Возьмем для примера опять среднее бердо №50, Плотность по основе при работе с таким бердом будет 5 нитей на 1 см.

Начнем с расчета общего количества нитей основы. Предположим, мы хотим соткать шарфик шириной 30 см. Количество нитей в основе будет 5х30=150 нитей. Рисунок клетки для начала возьмем самый простой — в виде шашек равной величины двух цветов, например ярко-красного и темно-синего (или темно-зеленого). Можно взять и другую какую-нибудь расцветку, но чтобы цвета хорошо сочетались друг с другом, без пестроты. Пусть по ширине шарфика будет пять шашек, тогда величина каждой будет 150 : 5=30 нитей, т. е. 6 см. Рассчитаем чему будет равен раппорт. Первая шашка будет состоять из 30 красных нитей, вторая из 30 синих нитей, далее пойдет повторение: снова красная шашка из 30 нитей и опять синяя шашка — в раппорте у нас будут две шашки по 30 нитей каждая, всего 60 нитей.

В порядке сновки пишется обычно расположение нитей в одном раппорте, а далее указывается, сколько раз нужно повторить раппорт и сколько нитей добавить в конце. В данном случае порядок сновки будет следующим:

(красных нитей — 30, синих нитей — 30) — повторить 2 раза
красных нитей — 30

В случае если сновка не имеет раппорта, то пишут порядок чередования нитей до середины и указывают: далее сновать в обратном порядке.

Основа для шарфа с учетом отходов (привязка вначале, остаток основы в конце) должна иметь длину не менее 170-180 см. Можно приготовить основу сразу для двух шарфов, соответственно удвоив ее длину. Сновать будем с двух клубков (с красными и синими нитями). Насновав 30 красных нитей (15 раз в оба конца), обрываем нить и, привязав синюю, снуем дальше 30 нитей и так далее до конца сновки, чередуя красные нити с синими.

Проборка в ремиз и бердо обычная, как и для других тканей с полотняным переплетением, так же как и вся остальная подготовка основы. Намотаем красные и синие нити на два разных челнока и приступим к ткачеству. Оставим несколько сантиметров основы для бахромы и начнем ткать красным утком кайму около 10-12 см. Далее будем чередовать красный и синий уток через каждые 6 см, чтобы получились правильные квадраты в виде шашек красного, синего, а между ними фиолетового цвета, полученного от смешения цвета основы с цветом утка. Будем считать количество клеток, чтобы узнать, какую длину ткани мы соткали. Для шарфика длиной около 120 см нужно соткать 8 раппортов, состоящих из 6 см синего и 6 см красного цвета, окончить 6 см синим, после чего соткать вторую красную кайму в 10 см.

Если основа у нас была приготовлена двойной длины, то второй шарфик можно соткать иначе, чем первый. Например, синий цвет в утке можно заменить белым, черным, зеленым или другим подходящим цветом; можно, наоборот, вместо красного взять оранжевый, золотистый или беж, а синий оставить таким же; можно, наконец, изменить композицию клетки, пропустив между красной и синей шашкой по две прокидки белых или желтых. Можно пропустить их не между шашками, а посередине каждой шашки или придумать какой-нибудь другой вариант.

Теперь можно соткать шарфик с более сложным для выполнения рисунком. Возьмем для этого нитки двух контрастных цветов: синего и белого, красного и белого, светло-желтого и коричневого, белого и черного или других — такой же толщины и такой же плотности, как и в предыдущем шарфике. Наснуем основу на один или два шарфика.

Порядок сновки возьмем следующий:
1) (синих нитей— 1, белых нитей — 1) — повторить 7 раз
2) синих нитей — 2
3) (белых нитей — 1, синих нитей — 1) — повторить 7 раз
4) белых нитей — 2
5) (синих нитей—1, белых нитей — 1) — повторить 7 раз
6) синих нитей — 2
7) (белых нитей — 1, синих нитей — 1) — повторить 7 раз
8) белых нитей — 2
9) (синих нитей — 1, белых нитей—1) — повторить 7 раз
10) синих нитей—2
11) (белых нитей—1, синих нитей—1) — повторить 7 раз
12) белых нитей — 2
13) (синих нитей — 1, белых нитей — 1) — повторить 7 раз
14) синих нитей — 2
15) (белых нитей — 1, синих нитей — 1) — повторить 7 раз
16) белых нитей — 2
17) (синих нитей — 1, белых нитей — 1) — повторить 7 раз
18) синих нитей — 2
19) (белых нитей — 1, синих нитей — 1) — повторить 7 раз
Итого — 158 нитей

Шарфик будет несколько шире, чем предыдущий, ширина его будет 158 : 5=31,6 см (количество нитей в основе, деленное на плотность нитей). Учтем это при проборке в бердо.

Ткать будем теми же нитями, что и в основе, белыми и синими. Начнем ткать этими утками в том порядке, какой указан в сновке: менять синий и белый уток 7 раз через один, потом сделать две прокидки синих. Затем менять через один белый уток с синим, а в конце сделать две белые прокидки. Это будет раппортом рисунка, который повторяется по всему шарфику. Недалеко от края, сантиметров 10 отступя, можно дать синюю или белую кайму шириной 3-4 см. Такую же кайму нужно выткать и на другом конце шарфика. Узор шарфика будет состоять из мелких продольных и поперечных сине-белых полосок, расположенных в шахматном порядке.

Второй шарфик на этой же основе можно выткать утками трех цветов: сначала 15 прокидок синих с белым, потом 15 белых с красным и так далее. Рисунок будет полосатым по утку.

Освоив основные приемы сложной сновки, можно перейти к выполнению декоративных салфеток с рисунком, сочетающим клетку и полоску. По основе можно дать раппортную сновку с небольшим по величине раппортом. По утку раппорт делать не обязательно, можно просто сделать две поперечные каймы — одну в начале, другую в конце изделия, а в середине составить композицию из правильно чередующихся полос, хорошо подобранных по цвету к основе.

В качестве сырья для цветных салфеток можно взять нитки, применяемые в вышивке, как то: ирис, кроше. Мулине рекомендуется брать только в качестве утка, но не в основе. Цветные швейные нитки лучше не брать: они линяют. Ширину салфетки можно взять приблизительно 33 см, тогда при плотности 10 нитей на 1 см в основе должно быть около 330 нитей. Для получения этой плотности возьмем бердо № 50 и будем пробирать по 2 нити в зуб. Если бердо у нас другого номера (например №60 или 40), то плотность нитей будет другая. Расчет количества нитей основы делается согласно этой плотности.

Порядок сновки возьмем следующий (цвета взяты условно, их можно заменить другими):

белых нитей — 8
красных нитей — 4
белых нитей — 2
красных нитей — 8
желтых нитей — 4
красных нитей — 8
белых нитей — 2
красных нитей — 4
Раппорт в 40 нитей повторить 8 раз (320 нитей)
белых нитей — 8

Итого — 328 нитей

Для удобства в расчете основы возьмем не 330, а 328 нитей.

Если в качестве основы мы взяли нитки ирис, тогда можно проборку в ремиз сделать следующей: первую и вторую нити основы по отдельности пробрать в две соседние петли первой ремизки, третью и четвертую нити основы, тоже по отдельности, пробрать в соседние петли второй ремизки и так далее.

В бердо возьмем по две соседние нити, пробранные в одну ремизку, в один зуб берда. В утке нужно брать тогда двойные нитки ирис (т. е, трощеные вдвое). В этом случае полотняное переплетение получится укрупненным, как бы образованным из сдвоенных нитей. Такое переплетение называется рогожкой.

Если были взяты для основы более тонкие нити кроше, то пробирать в ремиз и бердо, как для обычного полотняного переплетения, — по 1 нити поочередно в петли первой и второй ремизки и по 2 нити в зуб берда. Ткать лучше двойными нитями. При этом можно применить один очень эффектный прием: уток сложить из двух нитей разных цветов, контрастных друг другу — черной и белой, черной и красной, красной и желтой, желтой и черной и т. п. Такой уток нужно применять в сочетании с двойным утком гладких цветов, иначе может получиться излишняя пестрота. Можно кое-где закладывать в зев толстый уток (в 8-10 сложений) по одой прокидке или чередуя его с тонким.

Теперь можно поэкспериментировать с решениями изделия — сочетанием цветов, шириной полос по утку, ритмом их чередования, общей композицией, с раппортной серединой или совершенно свободным построением. Решения могут быть очень разными, например: с мелкоклетчатой серединой и каймой, состоящей из красно-черных, белых и желтых полос, или со сплошной черно-белой серединой и клетчатой каймой, с выделением в кайме одной главной полосы, например красного цвета. Решений будет столько, сколько ткачей примет участие в создании рисунков салфетки или дорожки.

По материалам книги "Основы художественного ремесла", 1978 г.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Узорное ткачество. Декор ткани.

У вас есть чем дополнить статью Виды узорного ткачества. Пестрядь?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru