Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ковры семи шелков, а рубаха и не прядена.

Рубрика: Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Крашение и шлихтование пряжи в традиционном татарском ткачестве

Просмотров: 2781

Спряденные нитки подвергали обработке щелоком для отбеливания: мотки замачивали в корыте, затем их засыпали золой и ставили в чугунке в натопленную печь, где они находились целые сутки. После этого их промывали в проточной воде до полного вывода золы, а для лучшего отбеливания весной раскладывали на снегу. Для разведения щелока использовали золу различных деревьев: березы, осины и т.д.

Иногда встречался несколько отличный от вышеописанного местный способ отбеливания. Татары Лаишевского уезда Казанской губернии мочили готовую пряжу в щелоке, заматывали в старые тряпки и оставляли на ночь в печи. На другой день мотки тщательно прополаскивали на речке. Такой способ отбеливания был отмечен этнографами у мордвы.

В случае надобности пряжа окрашивалась. Вплоть до середины XIX в. татары, как и другие народы края, употребляли для этого преимущественно растительные красители. Определение свойств растений и сроков их заготовки было выработано многовековой народной практикой. Заготовка сырья для красителей производилась большей частью весной. Для получения желтого цвета использовали серпуху (сыер теле), конский щавель (ат кузгалагы) и особенно кору ольхи (зирәк). Их высушивали, толкли в ступе и растворяли в теплой воде. В раствор опускали пряжу и кипятили в течение 2-3-х часов. Для получения черного цвета в этот раствор опускали ржавые гвозди. Расчет был следующий: 1 часть растений — 10 частей воды. Весовое соотношение нитей и краски также 1:10. Черный цвет также получали из коры дуба (имэн кабыгы). Для окрашивания пряжи в бордовый цвет применяли кору черемухи (ее квасили с добавлением соли в течение суток); в розовый — кору ивы (тал). Для получения зеленого цвета использовали листья березы, дуба. Синюю краску, широко применявшуюся в прошлом для окраски ткани для одежды многими народами Волго-Уральского региона, получали из долго лежавших в воде кусочков дуба. Их сушили, толкли, кипятили, в настое выдерживали пряжу. Для получения более прочной окраски пряжу красили несколько раз. Можно сказать, что красители и способы их применения идентичны у всех народов края, но каждый парод вносил в это дело кое-что свое; так, татары Среднего Поволжья и Приуралья больше всего использовали кору деревьев, тогда как марийцы, мордва, удмурты, чуваши обращали больше внимания на травы.

В 70-80-е гг. прошлого столетия в сельском быту татар традиционные растительные краски в производстве тканей постепенно заменяются фабричными анилиновыми красителями. Однако о полной замене говорить не приходится. Еще в начале XX в. старые традиционные приемы окраски пряжи (добавим, как и сами приемы и техника изготовления тканей) встречались довольно часто, особенно в отдаленных от городов и рынков татарских аулах. Это же явление было показательно для татар-кряшен, в известной степени сохранивших консервативные черты быта.

Следующий процесс обработки нити — это шлихтование (ашлау). Он был необходим для придания ниткам большей прочности и создания гладкой поверхности нитей, что уменьшало их трение при тканье. Это достигалось путем покрытия нитей оболочкой клеющего вещества — шлихты.

Шлихту готовили в основном из ржаной муки, глазовские татары иногда использовали льняное семя. Обычно готовую пряжу опускали в котел со шлихтой и кипятили 3-5 минут, затем вынимали и сушили.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru