Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Села невестка прясть — берегите, деверья, глаз.

Рубрика: Этника

Заключение

Просмотров: 1635

Татарское народное ткачество является составной частью производственной, материальной и духовной культуры народа, имеет свои характерные особенности, составляющие в совокупности его специфику. Оно представляет ценный исторический источник, т.к. в народном ткачестве нашли отражение вековая история татарского народа, его художественные вкусы и богатый опыт, который на протяжении многих столетий развивался, совершенствовался и передавался из поколения в поколение.


Развитие и сохранение домашнего ткачества в быту татар Среднего Поволжья и Приуралья вплоть до начала XX в. было связано с общественно-бытовым укладом и социально-экономическими условиями жизни.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве повлекло за собой большие изменения в производственной деятельности, в т.ч. и в народном ткачестве. Развитие товарно-денежных отношений способствовало распространению хлопчатобумажной пряжи, химических красителей, появлению новых орудий ткачества, что обусловило некоторое усложнение технических приемов изготовления тканей. Однако основные способы и орудия, связанные с изготовлением тканей в домашних условиях, в этот период остаются традиционными. В связи с интенсивным развитием капитализма и в результате возросших связей между городом и деревней в сельскую местность проникают фабричные ткани. Особенно активно это происходит в деревнях, расположенных вблизи городов Казани, Касимова, Симбирска, а также в местах, связанных с кустарными и отхожими промыслами Заказанья и Предволжья. Однако, несмотря на это, традиционное искусство домашнего ткачества сохранялось, чему способствовали, с одной стороны, относительно низкий уровень экономического развития татарского крестьянства, а с другой — стойкость национальных традиций.

В обработке исходного сырья, прядении и подготовке пряжи к тканью у татар не наблюдается заметных этнических отличий. Это и понятно, ведь развитие домашнего ткачества происходило в тесной связи с хозяйственным укладом народа. Многие черты традиционного ткачества были распространены на всей территории Волго-Уральского региона. Это относится к способам и орудиям обработки сырья (мятье льна на ручной деревянной мялке, очищение волокна от кострики при помощи трепала), к способам и орудиям прядения и подготовке пряжи к тканью (прядение на веретене, составная прялка в виде гребня, снование на стене), к орудиям ткачества (горизонтальный рамный стан). Общераспространенными являются ткани полотняного переплетения, выполненные на двух нитченках и двух подножках, изготовление тканей при помощи браной техники. Для всей территории Волго-Уральского региона характерны пестрядные (клетчатые и продольно-полосатые ткани), красно-белые скатерти.

В традиционном ткачестве, как и в других аспектах материальной культуры татар, наблюдается значительное территориальное разнообразие, выделяются некоторые особенности, выражающиеся в технических приемах ткачества, в типах мялок, ткацких станов, способов снования, колорите, орнаменте и композиции узоров. Анализ территориального распространения элементов ткачества дает основание выделить их комплексы.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.


У вас есть чем дополнить статью Заключение?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту

Искусница
банер fourhoofs.ru