Рубрика: Этника
Центральный этнокультурный ареал
Просмотров: 2615
Заказанский комплекс. Характеризуется реликтовыми, архаичными формами культуры ткачества (снование на стене, использование наиболее древней формы ткацкого стана без рамы, использование дополнительных нитченок), которые в исследуемое время вышли из быта татар-мишарей, но еще сохранились у татар-кряшен. Здесь уживаются наиболее древние и более современные формы ткачества (использование хлопчатобумажных нитей, анилиновых красителей, фабричной ткани). Заказанский комплекс включает северные уезды Казанской губернии, Малмыжский уезд Вятской губернии и Буинский уезд Симбирской губернии.
Нукратский комплекс. Своеобразие этому комплексу ткачества придавали следующие особенности: русский тип ткацкого стана, снование на стене, двухцветное красно-белое бранье с сетчатой композицией, синяя крашенина, красно-черная пестрядь, льномялки из копани. Этот комплекс бытовал в Слободском уезде Вятской губернии.
Верхоченецкий комплекс. Имеет свою специфику: трехподставной ткацкий стан, льномялки из копани на четырех ножках, сине-белая пестрядь в крапинку (бөртекәй), закладная техника. Верхочепецкий комплекс характерен для Глазовского уезда Вятской губернии.
Сарапульский комплекс. Этот комплекс имеет много общего с культурой ткачества казанских татар районов Заказанья. Это проявляется в колорите (синяя крашенина) и в технике ткачества: браная — белое бранье, двухцветное красно-белое бранье с сетчатой и линейной композицией, использование наиболее древней формы ткацкого стана, устанавливаемого на нарах, в декорировке ткани (браная одежда, браные занавеси). Своеобразие изделиям этого комплекса придает широкое использование закладной техники. Самобытность проявляется в оригинальных мотивах орнамента. Территориальное распространение этого комплекса: Сарапульский уезд и северные части Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии.
Казанско-татарский (кряшенский) комплекс. Основные характеристики этого комплекса: использование трех типов ткацкого стана, снование на стене, самопрялка-стояк, выборная техника по пестряди для пошива женских рубах и фартуков, многоремизная техника на четырех подножках, изготовление белого бранья на одной дощечке. Комплекс охватывает Мамадышский, Лаишевский, Спасский, Чистопольский уезды Казанской губернии и Малмыжский уезд Вятской губернии.
Елабужский (кряшенский) комплекс. Для этого комплекса характерны: русский тип ткацкого стана, снование на стене, многоремизная техника на 4, 8 подножках, желто-черная пестрядь. У елабужских кряшен на месте соединения стана рубах ниже талии вшивали полосу узорного тканья (бордюр с яркими узорами) из шерсти или хлопчатобумажных нитей. "Елабужский" комплекс был распространен в Елабужском уезде Вятской губернии.
Молькеевский (кряшенский) комплекс. Характеризуется следующими параметрами ткачества: русский тип ткацкого стана, самопрялка-стояк, снование на стене. Особо выделяются браные узоры на концах головных полотенец (тастар). Своеобразие культуры ткачества этого комплекса проявляется в использовании многоцветной пестряди, которая употреблялась для пошива женских рубах. Территориальное распространение этого комплекса: Цивильский и Тетюшский уезды Казанской губернии.
Вернуться к статье Комплексы территориального распространения татарского ткачества
Последние материалы этого раздела:
- Холсты
- Время прядения
- Духи прядущие, ткущие, вышивающие
- Использование нити, кудели, веревки в обрядах
- Магия прядения, вязания, плетения у славян
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.