Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает.

Рубрика: История ткачества

Греция и Рим. Ткачество

Просмотров: 136718

О технике римского ткачества мы можем судить, по описанию работы на ткацком станке у римского поэта Овидия (Метаморфозы, VI).

Ткацкая рама имела вертикальную конструкцию. Через нити основы продевался поперечный прут, разделявший их на четные и нечетные по всей ширине ткани. К отдельным группам нитей снизу подвешивался глиняный или каменный груз, натягивавший их в вертикальной плоскости. Запасная часть нитей наматывалась на свои грузы так, чтобы ее можно было разматывать по мере выработки ткани. Готовые куски материи наматывались на верхний, (товарный) навой, вращавшийся при помощи рукоятки. Основа изготовлялась из крепкой, хорошо скрученной пряжи. Нить утка первоначально надевалась на небольшое веретено или цевку. В дальнейшем цевку для предохранения утка от преждевременной размотки и запутывания в основе стали вкладывать в особую коробку, которой (в целях эластичности и удобства прокидки) придавали заостренную по концам форму. Цевка была очень легкой и делалась из камыша, привозившегося с берегов Черного моря. Намотанный на цевку уток пропускался одним концом через боковое отверстие плоской закрытой коробки. При прокидке открытая часть нити натягивалась и приводила в быстрое вращательное движение цевку, находящуюся внутри коробки, благодаря чему нить с цевки сматывалась и переплеталась с нитью основы.

Таким образом, римское ткачество дошло до создания челнока, как наиболее совершенного приспособления для держания нити утка при прокидке. Рисунок (а) изображает этот римский челнок, который без существенных изменений сохранился в ручной ткацкой технике до наших дней.




Древнеримский вертикальный станок с челноком (реконструкция по Овидию)
Древнеримский вертикальный станок с челноком (реконструкция по Овидию)

В отношении ремизного пробора, насколько можно судить по свидетельству Овидия, римский ткацкий станок уступал греческому, пользовавшемуся уже педалями. Ремизки в римском станке: представляли собой нити, одним концом привязанные к прямому брусу, а на другом имевшие петли, через которые пропускались каждая вторая, третья, четвертая и т. д. нить основы в зависимости от того, изготовлялась ли простая или более сложная ткань. Для простых материй, называвшихся «билексами», нужно было иметь в станке две ремизки; для тканей узорчатых — три («трилекс») и больше ремизок. При натягивании на ткацкой раме основа пробиралась между зубьями берда, разделявшими нити на два ряда и определявшими расстояние между отдельными нитями, пропущенными через петли соответствующей ремизки. Подъем ремизок осуществлялся вручную двумя работницами. Нити основы для образования зева располагались крестообразно, что достигалось выдвижением вперед при помощи прутка сначала одной группы нитей, после чего пробрасывался уток, который переплетался с этими нитями, а затем — выдвижением другой группы нитей и последующей новой прокидкой челнока. Поочередное выдвижение руками прутьев, к которым были прикреплены ремизки, давало возможность вести процесс работы непрерывно. Очевидно, однако, что темп работы должен был быть значительно более медленным, а качество — менее совершенным, чем при ножных педалях. Управление ремизками осуществлялось руками, вследствие чего для прокидки челнока требовался особый рабочий. Для работы на римском ткацком станке необходим был следовательно, труд двух человек, и производительность ткацких ремесел не могла быть поэтому высокой.

Прибой нити утка к вышележащим затканным нитям производился при помощи либо широкого деревянного мечеобразного инструмента, сохранившегося со времени родового строя, либо, чаще всего, при помощи более совершенного орудия — берда, которое таким образом выполняло две функции: 1) разделение нитей основы и 2) прибой уточной нити для образования компактной плотной ткани. Бердо, как и ремизный аппарат, приводилось в действие руками ткача (Warden).

Рисунок (6) представляет собой реконструкцию древнеримского ткацкого станка, главным образом, по описанию Овидия.

Дорогие ткани часто изготовлялись из разноцветных нитей, в числе которых бывали серебряные и золотые. Ткацкие мастерские имели небольшие размеры: в них работало обычно 10—15 человек. Льняные и шелковые материи высших сортов окрашивались в пурпур, преимущественно тирский. Суконные ткани подвергались специальной операции сукноваляния, проводившейся, как показывает изображение на колонне одного дома в Помпее, в небольшой мастерской с бассейнами и чанами, у которых заняты были 6—12 рабочих-сукноделов (Della Corte. La fouille de Pompei). Валка осуществлялась как ручным, так и ножным способом (Kilburn Scott, Early cloth Fulling and its Machinery, Transactions of Newcomen Society).

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru