Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Жена прядет, а муж пляшет.

Рубрика: История ткачества

Греция и Рим. Аппретура

Просмотров: 4902

Обычно ткани, после того как они были изготовлены на ткацком станке, подвергались ряду аппретурных операций, имевших целью придать материи гладкость и определенный цвет.

По свидетельству римского ученого Плиния (Естественная история. XXXV, 197—198), жившего в I в. н. э., для обработки тканей употреблялись различные виды мела и сера. Добывавшийся в Сардинии сардский мел шел на аппретуру белых (льняных) материй, при отделке разноцветных тканей применялся кимольский мел, для лощения одежд служил наиболее дорогой сорт умбрийского мела, называвшегося камнем.

Вот как, по словам Плиния, велся самый процесс работы: «Сперва одежда моется сардским мелом, затем окуривается серой, вслед за этим чистится кимольским, тем, что натурального цвета. После того, как одежда окрашена, она вынимается, темнеет и посыпается серой. Кимольский мел смягчает ценные цвета и некоторым блеском оживляет цвета, потемневшие от серы. Дли белых одежд более полезен камень (т. е. умбрийский мел), нежели сера, но камень — враг для цветных одежд» (Античный способ производства в источниках, изд. ГАИМК. 1933).

В греко-римскую эпоху большие успехи обнаруживает текстильная химия в Египте: судя но свидетельству Плиния (Естественная история. XXXV, 42), Египет был страной, в которой зародился новый метод набивки рисунков на тканях при помощи деревянных форм и предварительной обработки материи протравами — метод, перешедший потом в текстильную технику средневековой Европы. Мнение Плиния подтверждается найденными впоследствии, при археологических раскопках, деревянными формами и детской туникой с отпечатанным на ней рисунком. Эта находка относится предположительно к IV в. н. э. Папирусы эллинистического Египта содержат перечисление разнообразного ассортимента красящих веществ, почти целиком покрывающих все известные в период западноевропейского феодализма красители и протравы. Среди красителей египетские источники упоминают: крапп, кермес, искусственную альканну, орсейль, сафлор, чистотел, индиго из вайды и др. Из протрав отмечаются; квасцы, моча, известь, уксуснокислая соль, медный и железный купорос, чернильные орешки и пр.

Искусство крашенин в Риме значительно уступало египетскому, хотя красильное дело было важной отраслью ремесла еще в ранний царский период. Почти все употреблявшиеся в римском текстильном производстве красители были восточного происхождения. Таковы пурпур, кермес, крапп, шафран, орсейль, вайда, красильная церва, чернильный орешек, дубовая кора, корень лотоса, скорлупа свежих орехов, гиацинт (употреблявшийся, например, для окраски одежды рабов в Галлии). Среди протрав, применявшихся греческими и римскими красильщиками, можно отметить квасцы, мыльный корень, винный камень. Окраске подвергались преимущественно сырье (шелк, чесаные шерсть и лен), а не пряжа и ткани (Плиний. Естественная история).

Крашение пурпуром производилось во многих местах южной Италии, но важнейшим центром этого ремесла оставался г. Тир, где около 300 г. н. э. существовала государственная красильня.

Сок улиток (к которому прибавляли соль) обычно кипятили в свинцовых котлах до получения раствора нужной концентрации. Кипячение продолжалось 10 дней, а если проба (погружение в котел обезжиренной шерсти) была неудовлетворительной, то и больше. Сок брался из свежих улиток, и только значительно позднее (с VI в. н. э.) стал распространяться способ предварительного консервирования улиток (на срок 6 месяцев) с целью транспортировки сырого материала в красильни, отдаленные от береговой линии.

Перед окраской чесаной шерсти, волокна подвергались предварительному тщательному грунтованию разными веществами, например мыльным корпим (struthion) или цареградским красным корнем (Anchusa). Затем шерсть накладывалась в котел, где находилось красящее вещество, и в течение 5 часов кипятилась, пропитываясь красителем.

До нас дошло одно изображение ассортимента орудий римского красильщика, на котором представлены: деревянная лопатка для переворачивания ткани и перемешивания жидкости, три сосуда различной формы, бутыли с готовыми красителями, весы раковины улитки.

Единственным красителем животного происхождения, известным античному обществу, кроме пурпура, был кермес, добывавшийся из насекомого — червеца (Coccus ilicis), обитавшего на определенных породах дуба в Африке, Сицилии и других местах. Древние красильщики принимали это насекомое за ягоду. О способе приготовления кермеса в античности нам ничего неизвестно. В отличие от древнеегипетского крашения, римская красильная техника, по всей вероятности, не знала применения минеральных красителей

До сих пор не установлено, применялся ли греками и римлянами; для окраски индиговый краситель, вообще упоминаемый античным авторами. Плиний, например, описывает натуральный индиго, добываемый из произраставшего в Индии растения (Indigofera tincioria), завезенного в Малую Азию и Европу восточными купцами.

Сравнивая текстильную технику древнего Египта, Индии и Китая с текстильной техникой античных государств, мы должны прийти к выводу, что уровень прядения в Греции и Риме был ниже, чем в странах Востока, свидетельством чего является прежде всего то, что применение прялки, по-видимому, не было известно греческим и римским прядильным мастерским.

Античное ткачество простых материй также уступает в техническом отношении древневосточному. Только в области узорчатого ткачества греки в позднюю эпоху создали более совершенный тип ткацкого станка с несколькими педалями. Однако римский ткацкий станок демонстрирует упадок ткацкой техники и переход к более примитивной конструкции. Единственным вкладом Рима в технику ткацкого производства было создание конструкции челнока в наиболее рациональной форме. В красильном деле высшие достижения имели место, несомненно, в Египте и у народов передней Азии. Таким образом, в странах со слабым развитием рабовладельческих отношении текстильная техника была на более высоком уровне, чем в классических государствах рабского способа производства. Сложные, искусные операции ткачества и прядения требовали личного мастерства ремесленника и были плохо совместимы с рабским трудом. Вот почему текстильная промышленность Рима в эпоху расцвета рабства знала применение лишь грубых и примитивных инструментов и аппаратов: рабское хозяйство накладывало свой отпечаток и на такие участки его, где свободный ремесленный труд по самой природе этого производства должен был всегда играть значительную роль

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru