Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома, да точил веретена.

Рубрика: История ткачества

Шелковое производство

Просмотров: 4379

Характерной особенностью шелкового производства было отсутствие в нем операции прядения в собственном смысле этого слова, поскольку элементарная нить вырабатывалась шелковичным червем и последующие операции сводились лишь к крутке и намотке нитей. Шелк привозился на текстильные предприятия в виде заморенных высушенных коконов, иногда же в виде готовой крученой нити.

Прежде всего производится сортировка шелка по сортам: лучшие коконы с блестящими и тонкими нитями отбираются на основу; они носят название органcина; средние сорта предназначаются для утка — это так называемый трам; наконец, худшие коконы, слабые и легкие на вес идут для приготовления грубой шелковой нити (так называемое пело). После сортировки коконы кладутся в чан или в таз с теплой водой, которая воздействует на клейкое вещество, связующее коконные нити (серицин), и растворяет его.

Следующей операцией является размотка шелковых нитей. Размотчица отыскивает концы нитей в коконах, соединяет несколько концов в одну нить и пропускает последнюю через особые стеклянные глазки на водок, а оттуда — на четырех— восьмигранoe мотовило. Ряд мотовил насаживается обычно на общий горизонтальный вал, приводимый в движение рукояткой, ножной педалью или механическим двигателем. Собранный на мотовило шелк носит название шелка-сырца или грежи. Он должен дальше подвергнуться кручению или сучению, сильному — для органсина и слабому — для трама. Шелк-сырец перематывается на деревянные катушки, причем каждая нить отдельно получает первую крутку вправо. Затем две или три таких нити соединяются вместе и подвергаются окончательной крутке, производимой в левую сторону. После кручения нить органсина перематывается опять на мотовило и оттуда уже идет на сновальную раму или барабан. Слабо ссученная уточная нить перематывается сразу на челночную цевку. Отходы от размотки и кручения шелка вместе с нитью от испорченных и порванных коконов составляют так называемое бурдесуа или шапп и обрабатываются также на пряжу. В итальянской шелковой промышленности разматывание коконов и трощение (сдваивание естественных волокон) производилось женщинами, кручением же занимались мужчины.

Отсутствие в прядении шелка операции вытяжки (не позволяющей ручным способом производить одновременно несколько льняных или шерстяных нитей одному рабочему) дает здесь возможность механизировать процесс работы, так как рука шелкокрутильщика не должна соприкасаться непосредственно с предметом труда и может быть легко заменена механическим инструментом. Поэтому уже в XIII —XIV вв. в Венеции, Лукке, Болонье и других центрах итальянского шелкового производства появляются крутильные мельницы с четырьмя мотовилами. На этих аппаратах под наблюдением рабочего скручивались одновременно десятки нитей. О конструкции крутильных мельниц мы ничего не знаем, но по-видимому они имели простое устройство, приводились в движение ручным способом и были небольшого размера, так как в итальянских источниках говорится о том, что каждый крутильщик работал на собственной мельнице, причем продажная цена последней была в 2—3 раза ниже, чем цена ткацкого станка (Brogllo d'Ajano).

Попытки механизации процессов размотки и кручения шелка имели место и за пределами Италии, но там они встречали упорное противодействие и враждебность со стороны цеховых организаций. Так, некоему Вальтеру Кезенгеру, явившемуся в начале XV в. в кельнский цех шелкопрядильщиц с предложением ввести какие-то «колеса» для механизации ручной работы по сучению шелка, было отказано в его просьбе на том основании, что если новое изобретение будет применено на практике, то «многие, которые кормились этим ремеслом, погибнут; поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колеса ни теперь, ни когда-либо впоследствии» (Скржинская).

Боязнь ремесленника лишиться своего заработка вследствие конкуренции механического аппарата — вот лейтмотив технического консерватизма цехов в средние века. В тех случаях, когда органсинный крученый шелк подлежал окраске, его перед этой операцией кипятили, а после крашения перематывали на катушки и затем уже сновали. Помимо рамы и сновального барабана в венецианском ткацком производстве применялся для снования еще особый инструмент, состоявший из зубчатых реек, между которыми укладывалось и натягивалось нужное количество нитей основы.

Так как значительная масса выпускавшихся дорогих шелковых тканей представляла собой узорчатые материи, то наряду со станками для простых переплетений, в итальянских мастерских существовали станки для узорчатых тканей. При наличии простых рисунков в ткани можно было приспособить для такой работы обыкновенные станки, значительно увеличив в них только количество ремизок и педалей. Но последних (учитывая предельную ширину ткацкой рамы) не могло быть больше 30, поэтому для сложных рисунков требовалось иное решение вопроса.

Вероятно уже в XIV в. в Венеции и б Генуе находились в употреблении так называемые кегельные станки. Принцип их устройства заключался в следующем. Каждая группа нитей основы, которая по рисунку должна была быть поднятой при одной прокидке утка, пропускалась через особые лицы (глазки), соединявшиеся с рамными веревками. Последние проходили через отверстия рамной доски и привязывались каждой группой к одному шнуру, перекинутому через блок в верхнем брусе станка и оканчивавшемуся свинцовой кеглей. Образование зева в таком станке достигалось оттягиванием каждый раз соответствующей кегли руками работницы-дергальщицы. Знаменитые венецианские и генуэзские шелковые и бархатные ткани с рисунками, набранными золотыми и серебряными нитями, изготовлялись именно на таких кегельных станках.



Схема образования ворса на бархатной ткани
Схема образования ворса на бархатной ткани

Отличительной особенностью производства бархата было то, что для его выработки станок должен был иметь две основы — для грунта и ворса. Ворсовальная основа обычно делалась раз в шесть длиннее грунтовой. В процессе тканья сначала поднимали ворсовальную основу в верхнюю часть зева, а в последний забивали особую планку; затем образовывали второй зев, в который прокидывали челнок с уточной нитью. Затканные планки отрезались в дальнейшем ножом, причем ворс оказывался вытянутым в форме петель на поверхности грунта.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru