Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Либо трынка-волынка, либо прялка-моталка.

Рубрика: История ткачества

Техника французской пеньковой мануфактуры, середины XVIII в.

Просмотров: 4164

В качестве конкретного примера техника пеньковой мануфактуры может быть взят производственный процесс на французских мануфактурах середины XVIII в. Согласно описанию, приводимому в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, стадии обработки пеньки рисуются в следующем виде (Encyclopedic ou dictionnalre raisonne des Sciences, des Arts et des Metiers).

Сбор конопли производится обычно женщинами в августе — сентябре. Вырванные стебли складываются в снопы, сушатся на солнце и освобождаются затем от листьев и цветов выбиванием снопов о дерево. В таком виде связанные друг с другом стебли укладываются для мочки на дно ямы 1,5 — 2 метров глубиной, заполненной водой. Сверху снопы прикрывают соломой и прижимают камнями. В результате мочки делается возможным легко отделить луб от костры и придать мягкость самому волокну. Через такие операции проходит пасконь. Сложнее обстоит дело с «матеркой» (женская особь конопли). Она созревает медленнее; ввиду этого, в целях искусственного ее созревания, устанавливают пучки конопли головками вниз в специальной яме. Признаком созрева считается легкость отделения головок от стеблей. Распластанные на холсте пучки (головка к головке) выбивают затем небольшими цепами. Часть зерна сохраняется для нового сева, другая -— просеивается через решето, высушивается и идет в маслобойный пресс для выжимания из нее конопляного масла. Оставшиеся после молотьбы семена удаляются при помощи чески гребнем, стебли же поступают в мочильню и в дальнейшем подвергаются той же обработке, что и пасконь. Когда мочка окончена, пучки развязывают и стебли высушиваются на солнце.



Мятье и трепание пеньки на французской пеньковой мануфактуре середины XVIII в
Мятье и трепание пеньки на французской пеньковой мануфактуре середины XVIII в. (из Методической энциклопедии Ролана де Платьера)

Следующей операцией является очистка луба, которая производится обычно детьми, отдирающими вручную костру от луба. Затем стебли высушиваются в специальной сушильне. Стебли развешиваются на трех жердях вдоль стен сушильни. Для сушки употребляется огонь костров, располагаемых под жердями, причем топливом служит костра. Для равномерной просушки стебли время от времени переворачивают.
Просушенные стебли поступают на мяльные аппараты. Мялка представляет собой укрепленный на козлах нижний деревянный брусок (12—15 см толщиной и 2—2,5 м длиной), во всю длину которого проходят прорези с заостренными концами, и верхний брусок с двумя ножами по длине, прикрепленный на шарнире к нижнему. Мяльщик укладывает пучок конопли левой рукой на нижний брусок так, чтобы стебли находились вершина к вершине и лапа к лапе, а правой опускает верхний брусок, который, входя своими ножами в прорези нижнего, разламывает костру и отделяет ее от волокна. Полученное волокно, носящее название пеньки-сырца, укладывается в большие копны и хранится затем в сухих вентилируемых амбарах.

Следующей операцией является трепание, задача которого — очистить пеньку от остатков костры, листьев, травы и т. п., отделить от прядильных волокон паклю, разъединить спутавшиеся друг с другом волокна. При обработке пеньки для веревочного производства сырье перед трепкой подвергается еще толчению (в целях придания мягкости волокнам и раздробления крупных волокон), которое производится либо в ручных ступах, как это практиковалось обычно на французских предприятиях, либо в специальных толчейных мельницах, как было принято на русских мануфактурах второй половины XVIII в. Вододействующие толчеи, устанавливавшиеся часто вдали от самой мануфактуры, около места покупки пеньки (в России), состояли из ряда стул, в которых пеньковая масса подвергалась обработке пестами, поднимаемыми кулаками водяного вала.

Обработанная таким образом пенька шла затем в трепальную мастерскую. Последняя представляла собой большую просторную комнату, с притоком воздуха для удаления пыли — этого бича трепальщиков. Вдоль стен мастерской, а иногда и посередине ее, устанавливались трепала — одинарные и двойные. Трепало состоит из деревянного бруска (37—45 см шириной и 20—22 см толщиной), длина которого в одинарных орудиях равна 1—1,5 м, а в двойных 1,5—1,7 м. В первом случае к бруску с одной стороны, а во втором с обеих — прикреплена перпендикулярно доска (около 1 м вышиной и 25 — 30 см шириной), имеющая в верхней части полукруглую выемку. Вооруженный ножом (60 см длины) с двойным тупым лезвием трепальщик (на двойном станке — два трепальщика), держа пучок пеньки весом 900 г за середину и упирая им в вырез доски, колотит ножом по свисающей вдоль доски М части пучка N. Через некоторое время пучок переворачивается и выбивается точно так же с другой стороны.

Трепка заканчивается тогда, когда волокна приобретают прямую форму. Обработанный пучок кладется поперек бруска О. При накоплении вытрепанных волокон общим весом в 12 кг, их укладывают в кипы и отправляют в чесальную мастерскую. Продолжительность процесса трепки зависит от степени чистоты пеньки и количества костры. Дневная производительность труда одного хорошего трепальщика равна 24—32 кг пеньки.

Помимо выпрямления волокон результатом трепания является очистка пеньки от пыли, кусочков костры и лап. Чесальная мастерская должна удовлетворять тем же требованиям, что и трепальная.


Чесание пеньки на французской пеньковой мануфактуре середины XVIII в. (из «Методической энциклопедии»)
Чесание пеньки на французской пеньковой мануфактуре середины XVIII в. (из «Методической энциклопедии»)

Вдоль стен мастерской установлены столы, один край которых крепко вделан в стену. Орудием для чески служит гребень, имеющий 6—7 рядов железных зубьев, укрепленных в шахматном порядке на толстой дубовой доске. Гребни бывают нескольких размеров и представляют собой рабочий инструмент детально дифференцированный. Наиболее крупные, так называемые очесочные гребни имеют четырехгранные зубья длиной 30—32 см, толщиной в нижней части 1,5—1,7 см и с расстоянием друг от друга (по средней части) 5 см. Назначение этих гребней — отделение очеса и собирание в пучки уже прочесанной пеньки, идущей на витье веревок. Дальше идут гребни для утонения, длина которых равна 17—20 см, толщина (книзу)— 1,5 см и расстояние друг от друга — 3,7 см. Эти гребни служат для удаления пакли. Освобожденная от нее пенька идет на изготовление канатов. Для еще более тщательной расчески пеньки употребляются гребни третьего рода: их зубья имеют 10—12 см в длину, 1,2 см в толщину и расстояние друг от друга 2,5 — 3 см. Наименьшего размера зубьями оперируют гребни четвертой категории, носящие название мелких гребней. Из вычесанной ими пеньки изготовляют парусные полотна и некоторые другие боле тонкие пеньковые материи. Условиями наибольшей эффективности чески является ромбовидная форма зубьев и перпендикулярность доске гребня линии, пересекающей два острых угла зуба.

Сама операция чески ведется таким образом. Чесальщик обматывает часть пучка пеньки вокруг правой руки и, держа его за середину, ударяет свободно свисающим концом по зубьям неподвижно установленного гребня второй категории. После нескольких прочесов значительное количество костры и пыли удаляется, волокна распутываются и располагаются в пучке более параллельно друг другу. Наконец, пенька освобождается от узлов и лапы. Оставшиеся еще лапы накручиваются чесальщиком на зубья гребня и затем с силой отрываются. Еще два взмаха пучком по гребню — и пенька полностью очищена. Намотанная на руку рабочего часть пучка прочесывается так же, как и первоначально свисавшая. Предварительное удаление лап уменьшает процент отходов, так как тогда не происходит обрыва спутанных длинных волокон, часть которых без этой предохранительной меры смешивается с паклей. При очень значительной длине волокон их обычно разрывают пополам, зацепляя серединой за зубья гребня. Так как даже при хорошей ческе середина пучка прочесывается хуже остальных его частей (вследствие почти полного приближения рук чесальщика к зубьям и вытекающих отсюда неудобств), то прибегают затем для лучшей обработки середины к помощи особых инструментов — «железки» и «гладилки». Первый из них представляет собой вертикально установленный кусок плоского железа 75 см длиной, 7—10 см шириной и 0,5 см толщиной, оканчивающийся внизу тупым лезвием. Чесальщик должен, держа за конец пучка рукой, сильно прижать пучок к лезвию и провести волокна через последнее, а затем слегка прочесать их на тонком гребне. Под «гладилкой» подразумевается доска толщиной около 4 см, укрепленная на чесальном столе и имеющая в средней части круглое отверстие диаметром 7—10 см, усеянное мелкими зазубринками. При пропускании пучка пеньки через это отверстие середина пучка, как более толстая, растирается зазубринами, пока не приобретет одинаковой с концами пучка толщины. Однако этот способ вызывает запутывание волокон, а, тем самым, и повышение процента отходов.

После грубой прочески на толстом гребне пенька обрабатывается тонким гребнем, в результате чего получается так называемый первичный луб, т. е. длинное волокно; очесы же, осевшие на гребне вместе с паклей, после вторичной прочески дают так называемый вторичный луб, т. е. короткие (45—60 см длиной), грубые и твердые волокна, засоренные кострой и лапами. Нить, выпряденная из такого луба, отличается узловатостью и неровностью и требует смачивания большим количеством слюны, а веревки, скрученные из этих нитей, вдвое менее прочны, чем те, которые изготовлены из первичного луба.

Для приготовления веревок специальные рабочие-канатчики пропускают пучки первичного и вторичного луба через самый крупный гребень, по выходе из которого материал образует особые «пояса», рассчитанные на производство нити длиной в 292—308 м. «Пояс» из первичного луба весит 600—800 г, из вторичного — 1000—1200 г. Первый складывается рабочим вдвое и слегка скручивается для завязки в узел, второй, как содержащий короткие и жесткие волокна, не поддается сгибанию, и узлы делаются лишь на его концах. Дневная производительность труда чесальщика достигает 32 кг. Во избежание быстрого покрытия пеньки пылью, ческа пеньки производится непосредственно перед витьем веревок. Последнее ведется в канатной мастерской, куда «пояса» поступают из чесальной. Когда пенька предназначается для парусных полотен, она после чески идет в прядильную мастерскую и подвергается в дальнейшем тем же операциям, что и льняные волокна.

Прядение на льняных и пеньковых мануфактурах производится на ручном веретене, прялке, ручной и ножной самопрялке. Преобладают последние два орудия. Выпряденная нить перематывается затем на мотальнице в моток. Последний, в свою очередь, сматывается в клубок на «мотальной воробе», или мотальной мельнице, если нить предназначена для основы.


Мотальная мельница (из «Энциклопедии» Дидро и Даламбера)
Мотальная мельница (из «Энциклопедии» Дидро и Даламбера)

Мотальная мельница представляла собой станок с 23 рогульчатыми веретенами, с которых нить перематывалась на мотовило, помещавшееся в верхней части станка. Стержни веретен обхватывались ремнями, прижимавшимися к ним направляющими валиками и получавшими движение от вертикального вала, шестерня которого зацепляла за зубчатое колесо главного вала двигательной установки мельницы. На французских льняных мануфактурах имелись также мастерские по изготовлению из пряжи крученых нитей. Работа в них велась как ручным, так и механическим способом. Первой операцией было сдваивание нити, производившееся на ручном станке. Зятем дублированная нить шла либо на ручной станок, либо на крутильную мельницу, представлявшую собой аппарат с 48 веретенами, скручивавшими столько же нитей, шедших к ним с катушек, которые свободно вращались на неподвижных осях. Блочки веретен обхватывались и приводились во вращательное движение бесконечными ремнями, насаженными на вал, на другом конце которого находилось зубчатое колесо. В крестовине этого колеса помещались один или двое рабочих, служивших двигательной силой для всей мельницы.

В крутильной и мотальной мельницах мы видим единственные в текстильной мануфактуре случаи применения ременной передачи на веретена, получающей впоследствии столь широкое распространение на текстильных фабриках (в первую очередь — в прядильных машинах Аркрайта). Так мануфактурные механизмы подготовляли технические элементы крупной машинной индустрии.

На русских мануфактурах XVIII в. выпряденная из пеньки и льна пряжа, как правило, проходила еще одну стадию обработки: она подвергалась варке, отбелке и сушке, после чего только считалась готовой для снования и тканья. Варка производилась в больших котлах, беленье (бученье) — в жестяных чанах, куда засыпалась зола (содержащая поташ). После окончания процесса отбелки пряжу отжимали на особых аппаратах (в России они назывались «жомами»), а затем высушивали на деревянных барабанах. Все операции носили исключительно ручной характер.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru