Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Рубрика: История ткачества

Красильное дело

Просмотров: 1782

Красильное дело, являвшееся вершиной мануфактурного мастерства и артистической выучки и искусства, было самым ответственным звеном аппретурного производства.

Мануфактурный период крайне расширил ассортимент красильных средств, употреблявшихся в текстильной промышленности. Развитие океанической торговли и интенсивная колониальная политика европейских стран в XVI—XVII вв. вызывают появление в Европе ряда новых красителей, импортируемых с Востока и заокеанских стран. Первенство в организации образцовых красилен переходит при этом от итальянских городов (Флоренция, Генуя, Пиза) к Нидерландам, где блестящего расцвета, как мы помним, достигает в XVI в. производство фландрских сукон. Брюгге, а затем Антверпен становятся мировыми центрами по торговле красителями.

Из старых красителей, оставшихся от ремесленного периода, известное значение сохраняют крапп (марена) и вайда. Тридцатилетняя война (1618—1648), разорившая народное хозяйство Германии, вызвала здесь повсеместный упадок культуры вайды. Последняя все больше и больше уступает место в красильном деле новым красильным веществам — индиго и синему дереву. Попытки возродить культуру вайды, делавшиеся в XVIII в. в Саксонии и Пруссии, ни к чему не привели. Столь же безуспешны были опыты получения из вайды индиго, предпринятые в середине XVIII в. по распоряжению правительства Фридриха II прусскими химиками. Индиго, вывезенное из Ост-Индии в середине XVI в., заменило собой вайду, возделывавшуюся во Франции и в германских странах и служившую до того времени для окраски тканей в синий цвет. Однако цеховые статуты и постановления были сильным препятствием для распространения новых красителей. В 1577 г. германский полицейский закон запрещает окраску сукон в индиго, «эту дьявольскую краску»; в 1794 г. запрет налагается и на употребление индиговой краски в шелковом производстве. Французское законодательство начала XVII в. карало даже смертной казнью всякое применение индиго (отмена этого варварского закона последовала только в 1737 г.). Запрещение индиго имело место и в Англии. Особенно яростную борьбу против новых красителей вели цехи красильщиков.

Несмотря на все эти препятствия, индиго и другие колониальные красящие вещества получали все большее и большее применение в текстильной промышленности. Главными поставщиками индиго являлись остров Доминика, североамериканские колонии Англии (особенно южная Каролина), остров Сан-Доминго и голландская ост-индская компания.

Способ получения индигового красителя сводился к опусканию растений в бродильный чан и к перемешиванию массы в других чанах, находящихся под первыми. Окисленный и осажденный краситель (индиговая синь) просушивался и разрезался на куски. В индиговый куб в качестве закрепителей прибавлялись поташ, отруби и марена, а для шелкового красителя — известь и железный купорос. С середины XVIII в. был введен в практику холодный купоросный куб и индигосульфоновая кислота (для окраски шерсти), полученная действием купоросного масла Бартом во Фрейберге в 1746 г.

Синее или кампешевое дерево (для окраски в синий и черный цвет) стало ввозиться в Европу сразу же после открытия Америки, в конце XV в., главным образом, из Сан-Доминго, Ямайки и Гондураса. Красящие свойства этого экстракта объясняются наличием в нем красителя гематоксилина и гематеина, выделенных в 1811 г. Шеврелем в чистом виде. Способ получения красителя сводился к непосредственному введению в красильную ванну измельченной древесины. С быстрым распространением кампеша также тщетно пытались бороться формальными запрещениями. В Англии запрет употребления кампешевого дерева был снят в 1673 г. В Германии запрещение, наоборот, было введено только в 1758 г. Фридрихом II. Французский «красильный устав» 1668 г. не рекомендует употреблять синее дерево, как якобы непрочную краску (Со второй половины XIX в. синий сандал стал заменяться синтетическими красителями, главным образом черными азокрасителями. Однако и в настоящее время синий сандал имеет иногда применение в крашении шелка). Вообще же этот красильный устав, составленный знаменитым Кольбером, явился важным пропагандистом новой красильной техники: в нем подробно описываются способы окраски тех или иных тканей в строго определенные цвета, предусмотренные регламентом.

Другим (черным) красителем были чернильные орешки, ввозившиеся из Малой Азии и Греции итальянскими купцами еще в XV в. В XVI в. они уже широко применяются для крашения шелка, причем в результате употребления в качестве протравы одного купороса, ткань часто разрушалась. Цена чернильных орешков в 1624— 1627 г. во Франции равнялась 24—33 гульденам за центнер (кампеша — 15 гульденов).

Как вайда была вытеснена индиго, так и кермес уступил в XVI—XVIII вв. место кошенили, представляющей собой сок червеца Coccus cacti, обитающего на кактусах в Мексике. Ввезенный впервые через Испанию в Антверпен в середине XVI в., этот колониальный краситель быстро распространился после того, как в 1630 г. голландский химик Корнелий Дреббель получил оловянную протраву, дающую в сочетании с кошенилью яркие и красивые красные тона. Протрава легко могла приготовляться самими красильщиками действием царской водки на оловянные стружки (азотная кислота и нашатырь).

В 1736 г. ввоз в Европу кошенили из Мексики был равен 880 000 фунтам. За последние две трети XVIII в. цена кошенили упала с 50 до 15 шиллингов за фунт. Помимо Мексики, стали разводить кошениль также в Бразилии, Перу, Индии, Италии и др. странах.

Из всех старых красителей, доставшихся мануфактурному периоду, крапп сохранил наибольшее значение. Главными местами произрастания марены были Пфальц, Фландрия, Богемия и южная Франция. Высушенные корни марены обмолачивали, снимали кожуру, растирали и размалывали на специальных крапповых мельницах. Распространению краппового красителя особенно сильно способствовало введение в середине XVIII в. в Европе пунцового крашения при помощи турецкой или адрианопольской краски. Новый метод был занесен в 1747 г. во Францию (из Индии) греческими специалистами. Первые красильни возникли в Лионе, Руане и Лангедоке. Из Франции пунцовое крашение распространилось в Швейцарии, Англии и Шотландии. Согласно «Мемуару», опубликованному в 1769 г. французским правительством, пряжа перед окраской подвергалась обработке щелочью, оливковым маслом, содой и поташом, и, наконец, соком чернильных орешков или сумахом и квасцами.

Новая краска имела шумный успех и способствовала росту хлопчатобумажного производства. Ее введение в практику было одной из важнейших предпосылок технического переворота в ситценабивной промышленности, начавшегося в 80-х гг. XVIII в.

В 1704 г. Дисбах открыл способ изготовления так называемой берлинской лазури, которая с 1749 г. начинает употребляться для окраски льняных и хлопчатобумажных тканей в синеватые тона.

Из фиолетовых красителей некоторая роль в красильном деле сохранилась за орсейлью и лакмусом. Первая добывалась на Канарских островах и привозилась в Европу в виде тестообразной массы. Краситель получался в результате измельчения в порошок лишайника и сбраживания его в бочках с мочей или известью и содой. Лакмусовый краситель изготовлялся с XVII в. во Франции и Голландии из мха, привозившегося с Канарских и Канвердских островов (ежегодный привоз этого материала в Амстердам был равен в XVIII в. 2600 центнерам). Приготовление красителя на крупных голландских красильных мануфактурах заключалось в опускании мха в ящик с мочей, известью и поташом, в размалывании полученной массы, просеивании ее через волосяное сито и формировании (стальными или латунными формами) в небольшие кусочки, просушивавшиеся затем на досках и поступавшие в продажу.

Из протрав, употребляемых для крашения, наибольшее значение в XVI—XVIII вв. имеют по-прежнему квасцы и купоросы. В качестве других вспомогательных средств применяются ярь-медянка, винный камень, поташ, сода, уксус, хлористое олово, лимонная и щавелевая кислоты, дубильные орешки, камедь и др. (Фестер, Г. История химической техники).

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью Красильное дело?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru