Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Прялка не Бог, а рубаху даёт.

Рубрика: История ткачества

Технологический процесс ситценабивного производства в целом

Просмотров: 3902

(Шлиссельбургская мануфактура)

В заключение покажем ситценабивное производство в целом по данным технологического процесса Шлиссельбургской мануфактуры Лимана (70-е гг. XVIII в.), стоявшей по своей технике лишь немного ниже передовых западноевропейских аппретурных предприятий.

Почти все оборудование для мануфактуры (за исключением некоторых машин и стальных инструментов) изготовлялось в находившихся при ней кузнечной, слесарной и столярной мастерских. Здесь производились манеры, набивные и лощильные столы, винтовые доски, красильные котлы и решетки к ним, прессы и т. п. Особенно тщательно была поставлена выделка манерных досок, на которые шли лучшие высушенные сорта дерева. Отдавленные под прессом доски направлялись в форморезную мастерскую, где мастер должен был вырезать на них узор. Образец последнего изготовлялся в рисовальной мастерской. Рисовальщик наносил различными красками (кармин, киноварь, берлинская лазурь, ультрамарин) рисунок на разные сорта бумаги (александрийской, голландской и др.), с которого узор переносился на манерную доску при помощи инструмента, носившего название «пары форшнейдерской». На рисовального мастера возлагалась также обязанность сверять нанесенный на доску рисунок с тем, который был выполнен предварительно на бумаге.

Форморезная мастерская была наиболее ответственным звеном производства средств производства. От личного искусства мастера, прежде всего от степени точности, с которой он вырезывал узор, зависело качество набивки и внешний вид ткани. Поэтому инструменты для резьбы были довольно точными для того времени и детально дифференцированными орудиями. Среди них насчитывалось до 30 разновидностей долот, ножей, резцов, дрелей (коловоротов), полировальных инструментов, пил четырехгранных, пил больших, малых и косых, молоточков, буравчиков и т. д. Почти все эти инструменты были вывезены из Англии. Мастер работал вместе с подмастерьями и учениками, и организация труда носила скорее ремесленный, чем мануфактурный характер, так как ни определенной специализации, ни строгого разделения труда между всеми работавшими в форморезной мастерской не существовало. Количество манер с различными рисунками, производившихся на мануфактуре, было очень велико: к концу 70-х гг. XVIII в. оно выражалось внушительной цифрой — около 1200 штук.

Предварительным условием набивки тканей была их побелка. Беление производилось на обширном лугу, прорезанном рядом каналов, обшей протяженностью в 1000 м. Вода в каналы подавалась из Невы гидравлической машиной. При помощи другого водяного колеса осуществлялась поливка развешанных на жердях материй. Ткани вываривались в больших бучильных чанах, наполненных раствором извести и поташа, и затем белились на лугу с повторением по несколько раз обеих операций — варки и беления. Ткани выколачивались вручную или специальным колотильным аппаратом и промывались в реке. Весь процесс беления продолжался не менее 3 недель. Простота белильных процессов позволяла владельцу мануфактуры использовать для них неквалифицированную рабочую силу (чернорабочих, женщин, детей). В конце 80 х гг. XVIII в. Лиман ввел новый, более совершенный способ беления, заключавшийся в многократном (до 6 раз) бучении и кипячении полотен в большом свинцовом котле (заполнявшимся пивной дробиной или винной бардой, коровьим навозом, винным камнем, зеленым мылом), прополаскивании, колочений и расстилке полотен. Аппаратура, применявшаяся для беления тканей в красильной мастерской Шлиссельбургской мануфактуры в конце XVIII в., представлена на рисунке.



 Белильная аппаратура на шлиссельбургской мануфактуре конца XVIII в. (из «Трудов Вольного экономического общества»). width="300" border="0">
Белильная аппаратура на шлиссельбургской мануфактуре конца XVIII в. (из «Трудов Вольного экономического общества»).

После беления ткани отправлялись в сушильню, где их промывали в чане для удаления остатков грязи и пыли, клали под пресс («жом») и развешивали на жердях. Просушенные ткани затем скатывали на катальном станке и разглаживали при помощи каландра.

Ситцепечатная мастерская представляла собой обширную комнату (размеры 32х12 .и) с 32 окнами и с таким же количеством поставленных перед ними набивных столов; 4 печи, поддерживали в комнате тепло, необходимое для быстрого просыхания нанесенных на ткань красок. Набивка производилась ручными манерами подмастерьем или его учеником. Кроме того на вспомогательной работе по разравниванию краски на подушке, находившейся в особом ящике, занят был мальчик — «штриховальщик».

Ткани печатались обычно в несколько красок (до 12). Краски наносились последовательно с интервалами для просушки ткани перед каждой сменой краски. В отличие от мелкого производства иваново-вознесенских набойщиков, после отпечатания рисунка Лиман ввел закрепление масляной краски особым химическим составом (протравой), благодаря чему краска не линяла и не смывалась потом под действием воды и солнца (что было характерно для кустарной набивки).

В качестве протрав, способных прочно соединяться с волокнами окрашенной ткани, употреблялись железные, медные, оловянные, свинцовые соли, винный камень, мышьяковистые и дубильные вещества (к последним относится, например, чернильный орешек). В качестве вспомогательных закрепителей протравы применялись мел, аммиак, сода, а также кислоты (серная, азотная, лимонная, соляная и др.). При изготовлении цветных тканей с белыми узорами на грунте применялись два способа: способ так называемых вытравок, когда в неподлежащих окраске местах уничтожалась протрава, вследствие чего при опускании ткани в красильный чан эти места оставались белыми, и метод так называемого резерважа, при котором тот же результат достигался нанесением на соответствующие места специальных материалов, например крахмала и других.

Нанесение протравы и окрашивание тканей производилось большей частью до их набивки в красильной мастерской. Последняя состояла из лаборатории, где изготовлялись все химические препараты, и из комнаты, в которой красились ткани. Лаборатория была оборудована чанами и котлами для варки красок, ручными толчеями и ступами для их дробления и растирания и всевозможной химической посудой (стеклянными и глиняными сосудами, горшками, медными кастрюлями), т. е. тем, что Маркс называет «сосудистой системой производства». Интересно отметить также наличие в лаборатории ряда измерительных приборов: весов, кружек разных объемов (ведерные, в 4 бутылки, в 1 бутылку, в 1/2 и 1/4 бутылки), песочных часов и т. д.

Ткани вымачивались сначала в деревянных чанах, а затем окрашивались при кипячении в красильных котлах (медных и свинцовых), облицованных кирпичом. Под котлами находилась топка. Переворачивание окрашиваемых в котлах тканей производилось при помощи специальных воротов. Секрет приготовления красильных растворов был известен только одному красильному мастеру, являвшемуся, таким образом, persona grata всей мануфактуры.

Ткани проходили процессы крашения, печатания, беления и сушки много раз, с различными комбинациями чередования этих операций. Изготовление красок, окрашивание тканей, а также их аппретуру (каландрирование и лощение) производили обычно неквалифицированные рабочие.

Вспомогательными препаратами для аппретурных целей служили крахмал, воск, гуммиарабик, камедь. Одной из последних операций было расцвечивание оставшихся белыми мест на тканях и подправка кисточкой плохо отпечатанных линий. Это входило в обязанность особой категории работниц — цветильщиц.

Собранная кипами и отделанная под прессом ткань поступала в кладовую мануфактуры и считалась готовым к продаже товаром (Дмитриев, Н. И. Первые русские ситценабивные мануфактуры XVIII в.).

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru