Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Рубрика: История ткачества

Техника суконного производства (Техника суконной мануфактуры)

Просмотров: 12870

При обработке шерстяных волокон и тканей существенное значение уже в мануфактурный период, как и в эпоху машинной индустрии, имеет распадение производственного процесса на два резко отличных друг от друга участка: 1) производство сукон из короткой и рыхлой шерсти и 2) производство так называемых камвольных тканей из жестких, длинных и извилистых сортов шерсти.

Наибольший интерес для нас представляет техника суконной — в собственном смысле этого слова — мануфактуры. Как уже отмечалось, в своей классической английской форме она представляет в XVII—XVIII вв. тип децентрализованного, «рассеянного» предприятия, с концентрацией в самом помещении мануфактуры только окончательных операций сукноваляния, окраски и стрижки сукон и лишь иногда их тканья. Применение ручных инструментов в главных звеньях производственной цепи обеспечивало подобную децентрализацию производства. В России XVIII в. суконное производство, как новая отрасль мануфактуры, возникшая из непосредственных нужд военно-бюрократического аппарата, принимает, наоборот, централизованные формы по преимуществу. Но и в том, и в другом случае общий характер технологического процесса остается неизменным, причем для обеих форм типична широкая дифференциация производственных операций.

Общая картина состояния суконного производства показана в одной английской балладе первой половины XVII в., которая дает, быть может, тип «собирательной» мануфактуры, объединяя отдельные территориально разбросанные участки производства в одно помещение. Из текста баллады видно, что первой операцией на мануфактуре была отборка «тонкого от грубых шерсти сортов», чем занимался специальный рабочий — разборщик. Затем шерсть переходила в руки красильщика, который после окраски передавал ее мотальщику, пропитывавшему материал маслом; на этом заканчивалась предварительная химическая обработка шерсти. Следующая операция — расчесывание мягкой суконной шерсти кардами (камвольная шерсть чешется гребнями, аналогичными употребляемым для льна), представляющими собой доски, поверхность которых усеяна мелкими зубьями разной формы и толщины. Кардование — одна из наиболее тяжелых ручных операций, занимающих большое количество рабочих. Расчесанная шерсть готова уже для прядения на прялке; последняя, как уже было указано, более применялась при изготовлении суконной пряжи, чем самопрялка. Готовая нить перематывалась на шпули и отправлялась к ткачу. Последний, укрепив основу (полученную, очевидно, со сновального барабана), ткал, по ценному свидетельству автора баллады, не только простую, по и узорчатую материю. После этого рабочий красильщик-растиралыцик очищал сукно от масла и соринок, а другой рабочий — щипальщик — выщипывал с поверхности сукна узелки. Подобно всем предыдущим, операция сукноваляния описывается в балладе так же как исключительно ручная. Сукновальщик со своим штоком производил валяние суровья. Последние операции, которым подвергается сукно, согласно нашему источнику, были поднятие концов волокон (ворса), выполнявшееся ворсовальщиком, и стрижка ворса, производившаяся особыми ножницами стригальным мастером (Lipson. H. The history of the woolen and worsted Industries).

Несмотря на художественную форму описания и некоторую его неполноту (отсутствует, например, указание на аппретурные операции — прессование и др.), схема работ суконной мануфактуры, описанная в балладе, в целом соответствует действительности. Подтверждением этому служит серия картинок на обложке одной английской брошюры XVII в., изображающих основные звенья производственного процесса изготовления сукон и употребляемые ручные орудия труда.



Основные звенья производственного процесса на английском суконном предприятии XVII в. (из английской анонимной брошюры XVII в.)
Основные звенья производственного процесса на английском суконном предприятии XVII в. (из английской анонимной брошюры XVII в.)

Примерно таково же было техническое состояние русской централизованной суконной мануфактуры середины XVIII в., согласно «Суконному регламенту» 1741 г. Поступающая на предприятие шерсть подвергалась последовательно мытью, разборке по сортам, «скреблению» (предварительная грубая расческа), кардованию и, наконец, прядению. Полученное на станке суровье подвергалось валянию не вручную, а на вододействующих мельницах, иногда находившихся на самом предприятии, в некоторых же случаях удаленных от последнего на значительное расстояние. Затем следуют обычные операции: поднятие ворса, стрижка ножницами, окраска и прессовка. Аппараты для прессования сукон ничем, по-видимому, не отличались от применявшиеся для аппретуры полотняных тканей. Крашение сукон и в России, как и на Западе, было чрезвычайно ответственной операций и требовало высокого искусства специалистов-мастеров. Самостоятельные красильни устраивались поэтому только на самых образцовых мануфактурах, куда привозились для окраски ткани с близлежащих предприятий.

Обзор техники суконной мануфактуры убеждает нас в том, что эта ведущая отрасль текстильной промышленности почти целиком покоилась на системе ручных орудий и что технологический процесс здесь больше, чем в какой-либо другой мануфактуре, зависел от личного мастерства и виртуозной сноровки частичных мануфактурных рабочих.

О производительности труда в суконном производстве можно судить по данным, которыми мы располагаем об одной из самых образцовых русских текстильных мануфактур конца XVIII в. — Казанской суконной «фабрики» купца Осокина.

Техника этого предприятия ничем не отличалась от той, которая зафиксирована на полвека раньше в «суконном регламенте» 1741 г.: лишнее доказательство того, что для мануфактуры, как и для ремесла, характерна стабильность формы инструментов, претерпевающих лишь крайне медленную эволюцию.

Скупавшаяся в разных губерниях и привозившаяся на предприятие Осокина шерсть разбиралась на сорта браковщиками, каждый из которых отбирал в двенадцатичасовой день 32 кг шерсти. Рабочие, состригавшие верхи у длинной шерсти, обрабатывали в день по 4 кг сырья. На один кусок («половину») солдатского сукна шло 11 кг 200 г основы, 12 кг 200 г утка и 2 кг на кромку, т. е. всею около 26 кг пряжи, для расщипывания которой требовался дневной труд 6 человек. «Скребельщик» и кардовальщик могли своими инструментами вычесать каждый по 3 кг 200 г такой расщипанной шерсти в день. Дневная производительность труда взрослого прядильщика равнялась (в среднем) 600 г основы и 1.5 кг утка, производительность же детей была вдвое меньше. Прядение и ссучивание 2 кг кромки требовало трехчасовой работы 3 человек. При перемотке пряжи па мотовило («баран») 1 человек мог смотать в день до 14 кг 400 г пряжи. Шпульник, перематывавший уток на цевки, обслуживал своей работой 6 станков. Рабочие же (обычно старики), навивавшие основную пряжу на катушки и затем на сновальный барабан, вырабатывали каждый материал для 2 станков. Производительность двух ткачей, обслуживавших один ткацкий станок, была обычно 4 куска («половинки») сукна в месяц. Готовое суровье отвозилось на сукновальную мельницу, где 7 человек сваливали в день 90 кусков. При последующей аппретуре сукон 40 ворсовальщиков, стригальщиков и парсовщиков отделывали в месяц от 350 до 400 кусков сукна. Наконец, в красильной мастерской 12 рабочих окрашивали в месяц 400 кусков (Ленингр. отд. Центр, историч. архива, Архив народного хозяйства, фонд мануфактур-коллегии, , 1797 г. «В государственную мануфактур-коллегию от подполковника Ивана Осокина покорнейшее объяснение»).

Наиболее важной из машин с механическим двигателем на вспомогательном участке суконного производства была гидравлическая сукновальня. Первые сукновальные мельницы, как мы уже видели, появились еще в XIII — XIV вв. в Англии и Германии, но имели очень несовершенную конструкцию. В XVI в. сукновальни со штоками получают распространение в Италии. Одна из таких машин, описанная у Цонка, показана на рисунке.


Итальянская сукновальня конца XVI в. (гравюра из книги Цонка)
Итальянская сукновальня конца XVI в. (гравюра из книги Цонка)

На заднем плане справа — черпальное колесо, направляющее воду по каналу в сукновальное корыто, слева — водяное колесо, от вала которого при помощи четырех подъемных кулаков получают движение сукновальные молоты (штоки) (Zonca, Novo teatro di Machine). «Это устройство», замечает Цонка, «является весьма старым, тем не менее, оно находится в употреблении и им пользуются многие ремесленники г. Падуи».

В XVIII в. в Англии сукновальная мельница становится обязательной частью всякого крупного суконного предприятия.

Наряду с водяными мельницами, как главным механизмом для валяния сукон, в мануфактурный период получают для той же цели некоторое распространение ветряные установки. Описания таких сукновальных мельниц с ветряным двигателем встречаются в голландских технических трактатах первой трети XVIII в (S. van Zyl, Theatrum Machinarum Universale).

Другое звено суконного производства, подвергшееся частичной механизации в мануфактурный период, это — операция ворсования (поднятия ворса) ткани. Элементарность операции давала возможность механизировать ее еще на заре мануфактурного производства. Еще у Леонардо да Винчи (конец XV в.) мы встречаем изображение двух ворсовальных машин: одной ручной, приводимой в движение человеком, другой — действующей конной силой. Последняя изображена на рисунке.


Ворсовальная машина Леонардо да Винчи (конец XV в.).
Ворсовальная машина Леонардо да Винчи (конец XV в.).

Сукна накладываются в длину между двумя валами N и R и проходят под бруском А, к которому неподвижно прикрепляются ворсовальные доски (не показаны на рисунке), своей шероховатой поверхностью осуществляющие подъем ворса. Зубчатое колесо, соединенное с двигателем, приводит в действие через шестерню вал N, а вместе с ним и обрабатываемые сукна.

Ворсовальные машины получают, по-видимому, широкое распространение в итальянской суконной промышленности XVI в. Их производственное значение отмечает в своем сочинении Цонка. «Благодаря такой удобной и весьма полезной машине», говорит он, «один рабочий может в короткое время обработать много локтей сукна, причем гораздо лучше, чем это делалось прежними способами». В отличие от станка Леонардо, в конструкции машины, описанной у Цонка. ворсовальные приспособления насаживаются на вращающиеся валы, над которыми движется ткань. Кроме того здесь имеется нижний приемный вал, наматывающий на себя обработанные сукна. Он приводится в движение при помощи лопастного колеса, на которое ступает мальчик, одновременно растягивающий одной рукою ткань.

На английских суконных мануфактурах XVIII в. ворсовальные-машины были в повсеместном употреблении. Наоборот, во французском шерстяном производстве почти до конца XVIII в. преобладало ручное ворсование тканей.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru