Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Весной день долог, да нитка коротка.

Рубрика: История ткачества

Станок для узорчатых тканей

Просмотров: 4765

Центром изготовления этих тканей был в XVII—XVIII вв. Лион; поглощавший до трех четвертей всего шелка-сырца, импортировавшегося во Францию. В производстве узорчатых тканей главная трудность заключалась в необходимости отбора для каждой прокидки челнока нескольких десятков и даже сотен нитей в определенном порядке, соответствующем рисунку ткани. Операция эта, требовавшая большого искусства, напряжения и внимания со стороны работниц-«дергальщиц», крайне замедляла процесс ткачества шелковых изделий. Простейшие механические приспособления в ткацких станках для «перебора» начинают, поэтому, применяться уже в очень ранние времена. Так, уже в XV в. в употреблении находился так называемый кегельный станок (Petite tire), в котором шнуры, соединенные с нитями основы, образуют группы, оканчивающиеся ручкой и кеглей; подъемом последних и достигается образование зева.

В 1687 г. в конструкцию станка были внесены усовершенствования, приведшие к дифференциации его рабочих функций: операция подъема кеглей, выполнявшаяся раньше самим ткачом, переходит теперь к специальному рабочему-дергальщику. Вследствие невозможности помещать на станке большое количество кеглей, применение его с самого начала было ограничено областью производства тканей с маленьким рисунком.

В начале XVII в. делается попытка преодолеть эту ограниченность кегельного станка созданием нового аппарата для узорчатого ткачества: в 1606 г. ткач Донгон изобретает так называемый узорчатый станок (Grande tire), где переборные шнуры при помощи веревок группируются в пучки, вытягиваемые дергальщицами, благодаря чему становится технически возможным производство материй с самыми замысловатыми рисунками, состоящими из сотен нитей (Ва11оt, L’introduction du machinisme). Но и этот станок имел, в свою очередь, существенные недостатки: сложность структуры, необходимость оперирования множеством шнурков и нитей и быстрое изнашивание последних. Работа на стайке по-прежнему зависела от личного искусства рабочего и продолжала носить в основном ручной характер. Необычайно интенсивный и тяжелый труд вызывал среди дергальщиц частые профессиональные заболевания (например, закупорку вен на ногах).

Чувствовавшийся постоянно недостаток в дергальщицах и необходимость при смене рисунка производить в течение недель переборку станка, от чего вся работа по тканью материй приостанавливалась, приводило к попыткам создания более экономичных форм станка. Капиталистическая организация труда и работа на экспорт, ставшие характерной чертой лионского шелкового производства в первой четверти XVIII в., вызывали у мануфактуристов стремление рационализировать в известной степени технику узорчатого ткачества, не прибегая, однако, к коренной ломке веками сложившихся традиций и навыков ремесленного искусства.

Шелкоткацкие предприятия Лиона представляют собой в это время образец мануфактуры в ее децентрализованной форме. Организатором производства являлся хозяин-купец, который раздавал заказы и сырье «рабочим-фабрикантам», хозяевам мелких мастерских, в свою очередь нанимавшим настоящих рабочих («домашних»). Последние работали либо у себя на дому, но при помощи розданных им купцами инструментов и станков, либо в мастерской нанимателя. «Рабочие-фабриканты» всецело зависели от купцов, сдавали им готовый товар, за который получали поштучно. В 1740 г. шелковая промышленность Лиона находилась в руках 130 крупных купцов, на которых работало 3/4 всех имевшихся в городе станков. О степени концентрации капиталов в руках промышленной буржуазии («хозяев-купцов») можно судить по тому, что в 1776 г. на 500 купцов приходилось 7000 «рабочих-фабрикантов» и 4300 «домашних» рабочих.

Производство было рассеяно по мелким точкам, предприятия же купцов представляли собой по существу лишь раздаточные конторы, в которых в лучшем случае сосредоточивались лишь конечные операции производства. Вся остальная работа велась на дому и в маленьких мастерских.

Существенным сдвигом в технике узорчатого тканья было изобретение, сделанное около 1725 г. мастером позументщиком Бушоном, который ввел способ механического подъема нитей основы путем прохождения игл, укрепленных в дощечке и связанных с каждой отдельной нитью, через отверстие продырявленной ленты. Как видно из рисунка, представляющего схему работ станка, прут d, соединенный с рамной веревкой с, проходит через отверстия грабли у и закрепляется несколько выше иглой u, удерживаемой в горизонтальном положении двумя дощечками е. Двигающаяся перед иглами лента В имеет отверстия, составляющие серию последовательных рисунков ткани. Принцип действия аппарата заключается в том, что дергальщица при помощи дощечки f, имеющей ряд отверстий, соответствующих числу игл, прижимает рисунок ленты к иглам станка. Те иглы, которые приходятся против отверстий ленты, проходят через нее и через дощечку, остальные же отодвигаются в правое отверстие грабли у. Ткач, нажимая на ременную подножку, тянет затем граблю с иглами, которые не могут пройти через ленту и дощечку, вниз и поднимает тем самым скрепленные с этими иглами нити вверх. Иглы же, проходящие через отверстия ленты, вместе с их рамными веревками, а значит и нити основы, соответствующие рисунку ткани, оставаясь неподвижными, составляют нижнюю плоскость основы в момент образования зева (Barlow).



Схема работы станка Бyшона 1725 г. (по Кинцеру).
Схема работы станка Бyшона 1725 г. (по Кинцеру).

Главным достоинством станка Бушона была возможность производства перебора вне станка, что устраняло имевшие раньше место длительные простои в работе узорчатого станка. Важным достижением было также и то, что одна и та же лента могла использоваться на многих станках, если требовалось производство ткани с одинаковыми рисунками. К числу недостатков изобретения Бушона следует отнести невозможность составления сложных рисунков, так как это слишком увеличивало количество игл по сравнению с размерами станка и ленты, а также зависимость качества работы от личного искусства дергальщицы (точность передвижения ленты, пропуски игл), труд которой, правда, значительно упрощался, но отнюдь не исключался из производственного процесса.

Станок Бушона не получил сколько-нибудь заметного распространения как в силу присущих ему отмеченных выше недостатков, так и в силу того, что строгая сеть регламентации, опутывавшая французскую промышленность, и техническая рутина препятствовали внедрению его в производство.

Следующий шаг в деле механизации техники узорчатого тканья был сделан учеником Бушона Фальконом в 1737—1742 гг. Ему удалось устранить ряд дефектов в конструкции предшествующего станка и обеспечить изготовление тканей с большими рисунками и большую точность в подъеме ремизного аппарата.


Схема работы станка Фалькона 1742 г. (по Кинцеру).
Схема работы станка Фалькона 1742 г. (по Кинцеру).

Как видно из схемы работы станка, существенными новыми моментами, введенными Фальконом, были:
1) расположение игл и в несколько рядов, что обеспечивало помещение на аппарате до 400 веревок,
2) разбивка ленты k на отдельные картоны, двигающиеся на четырехгранной призме, благодаря чему достигалась наибольшая точность попадания игл в дыры ленты,
3) прикрепление к концу прутков b крючков, которые захватываются ножами в иглах (а, следовательно, и в прутках), вошедших в дыры ленты и дощечки и оставшихся на месте. При нажиме на педаль эти ножи вместе с прутками опускались вниз, а рамные веревки и соответствующие нити основы поднимались вверх, в результате чего происходило образование верхней части зева (Usher).

Сложность устройства, значительные размеры, не позволявшие устанавливать станок в маленьких мастерских, некоторые конструктивные дефекты (например, отсутствие при иглах пружины, что заставляло отводить иглы обратно вручную), а главное — сохранение ручной работы дергальщиц препятствовало широкому применению станка. В середине XVIII в. на несколько тысяч старых узорчатых станков, имевшихся в Лионе, приходилось всего около полусотни станков Фалькона (Ballot).


Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.
Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.

Другая попытка разрешить проблему механизации узорчатого ткачества принадлежит знаменитому французскому изобретателю и механику Жаку Вокансону (1709—1782). В своем станке (рис. б и в) Вокансон, сохраняя принцип отбора нитей при помощи игл, придает ему другую конструктивную форму.


Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.
Рис. б. Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.

Особый барабан В (с отверстиями, соответствующими узору ткани), положенный на каретку, двигающуюся по рельсам (наверху станка), отодвигает при своем вращении не входящие в отверстия иглы, благодаря чему крючки этих последних снимаются с ножей и остаются не поднятыми ремизным механизмом. Остальные же ножи с крючками и прутки поднимаются вверх, увлекая за собой в верхнюю часть зева отобранные нити (Barlow).


Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.
Рис. в. Станок Вокансона 40-х гг. XVIII в.

Заслугой Вокансона является создание занимавшего маленькую площадь компактного станка, полное устранение из конструкции рамных веревок и блоков и замена ручной работы дергальщицы автоматической, точной работой узорчатого барабана, осуществлявшего при своем ротационном движении отбор нужных нитей основы. Но станок имел и существенные дефекты. Медленность хода каретки и барабана замедляла темп всей работы. Так как диаметр барабана вряд ли был более 1 метра, то на его поверхности мог поместиться лишь небольшой рисунок, рассчитанный на 31 прокидку утка, что, при употреблявшихся двойных уточных нитях, равнялось 15—16 нитям. Между тем обычные узорчатые ткани, изготовлявшиеся в Лионе, имели рисунок в 40—80 нитей (Раскин, Н., История станка Жаккара, Архив истории науки и техники вып. IV). Само изготовление станка (в особенности необходимость приладить точно повороты цилиндра к моменту образования зева) было трудно осуществимо средствами ремесленной или мануфактурной мастерской. Все это затрудняло практическую реализацию изобретения Вокансона.

Будучи еще весьма несовершенной машиной для узорчатого ткачества, станок Вокансона тем не менее уже требовал радикальных перемен в технике и организации шелкоткацкого производства. Цеховые правила и традиции, довлевшие над лионским ткачеством, консервирующая роль шелковых предпринимателей, не являвшихся непосредственными организаторами производства и не склонных при своем монопольном положении жертвовать большими средствами для технических преобразований, препятствовали распространению нового станка в еще большей степени, чем его технические недостатки. Несмотря на то, что Вокансон занимал высокий пост инспектора шелковых мануфактур Франции, все его попытки пропагандировать изобретение разбивались об упорное сопротивление и даже враждебность шелковых предпринимателей. Разочаровавшись в возможности достигнуть плодотворных результатов в деле рационализации текстильного производства, Вокансон вскоре совсем прекращает свою промышленную деятельность. Станок для узорчатого ткачества был присоединен Вокансоном к коллекции других его изобретений и вместе с последними попал в конце XVIII в. в национальный технический музей Франции (консерваторию искусств и ремесел).

Целый ряд других изобретателен, работавших после Вокансона над проблемой создания механического станка для ткачества узорчатых материй — Женен в 1749 г., Лапра в 1757, Тиссард в 1759, Аллар в 1762, Филипп де-ла-Салль в 1770 г. и другие — также не добивались сколько-нибудь крупных результатов. Несмотря на неудачу, эти многочисленные опыты и попытки были, однако, той подготовительной работой, без которой не могла быть создана будущая машинная техника ткачества.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru