Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Жена прядет, а муж пляшет.

Рубрика: История ткачества

Станок Вильяма Ли

Просмотров: 10180

Происхождение вязальной техники и время ее распространения в Западной Европе до сих пор не установлены.

В Англии вязаные изделия (чулки) ручной работы впервые отмечены парламентским актом Генриха VIII (середина XVI в.). Его преемница, королева Елизавета, носила испанские шелковые чулки. Английские источники XVIII в. указывают, что искусство вязания спицами было заимствовано англичанами из Испании. До конца XVI в. процесс вязания велся исключительно при помощи простого ремесленного инструмента — спицы.

Принцип ручной вязальной техники заключается в использовании одной нити и в образовании из нее ряда петель таким образом, что каждая новая петля пропускается второй спицей сквозь старую петлю, поддерживаемую первой спицей, причем петли могут переплетаться между собой различными способами. Для ручной вязки работница должна иметь две спицы, и так как происходит последовательное образование петель, то в одну минуту трудно связать более 100 петель. Производительность труда здесь, как и в других ремесленных инструментах, строго ограничена количеством и нормальным функционированием естественных органов вязальщицы — рук.

Гениальное изобретение Вильяма Ли (William Lee), сделанное им после долголетнего изучения вязального производства во Франции и Англии, совершило переворот в вязальной технике. Оно дало возможность производить одному человеку одновременно несколько сот петель. Уже первый станок Ли 1589 г. позволял делать 600 петель в минуту, а на усовершенствованном самим изобретателем станке это число было увеличено вдвое(Aberie, С , Geschichte der Wirkerei und Strickerei). Таким образом, Ли разрешил проблему превращения ручного орудия в механический аппарат, т. е. обеспечил возможность одной вязальщице оперировать многими орудиями (спицами), ставшими рабочими инструментами самого станка, что повлекло за собой огромное повышение производительности вязального труда. Но станок Ли все же был еще очень несовершенной машиной, потому что работа на нем зависела в значительной степени от личного искусства рабочего, от его умения производить вовремя и точно различные необходимые манипуляции.

Станок Ли положил основу трикотажной технике. Принципиальное отличие этой новой техники от ручного вязания заключается в одновременном образовании целого ряда петель по всей ширине изготовляемой ткани (для чего необходимо иметь на станке столько же спиц, сколько одновременно образуется петель) и в образовании узора навешиванием старых петель на новые.

Важнейшие элементы станка Ли показаны на рисунке.



Важнейшие элементы чулочно-вязального станка Ли (по Фелкину).
Важнейшие элементы чулочно-вязального станка Ли (по Фелкину).

Ряд параллельно расположенных спиц или игл а с загнутыми крючками (которые могут быть плотно пригнуты к иглам при попадании конца иглы в особое углубление) вделан в игольный брус N. Вспомогательным приспособлением, необходимым для образования петель, являются тонкие металлические пластинки b, называемые крючками или платинами. Существенные части платин — это наружный выступ n (нос), нижний выступ l (подбородок или клюв) и направленный кверху вырез k (горло или глотка), соединенные с качающимся рычагом m, m, производящим опускание платины вниз. Прижимание загибов игл а для отделения замыкаемого под ними пространства от составной части игольного стержня осуществляется прессом (железной пластинкой) с, как видно из рисунка.

Процесс работы начинается образованием от руки одного ряда петель, образующего кромку материи. Петли этого ряда обвивают иглу в той ее части, которая запирается вырезом е. Следующей операцией является кулирование нити, т. е. расположение ее поперек всех игл под выступами е платин b и поочередное опускание одной платины за другой действием рычагов m, m. Во время этого передвижения платин вниз между иглами образуются длинные изгибы нити. Затем платины двигают вперед так, чтобы кулированный ряд петель попал под загибы игл и здесь был замкнут давлением пресса на загиб, а первый ряд петель — поднялся на загибы, спустился через головки игл вниз и повис на кулированных петлях. Этим достигается образование двойной трикотажной петли. Готовая петля отводится теперь назад и запирается в горле, а платины производят новый процесс кулирования, после чего на вновь полученные петли опять наносятся старые, образующие вместе с первыми уже тройной ряд.

Последовательное повторение таких операций дает в результате вязаную ткань, называемую гладкой кулирной тканью.

В станке Ли (как и во всех последующих кулирных станках) иглы неподвижны, а передвигаются платины. Их перемещение достигается опусканием переднего плеча коромысла (рычага) m, m вследствие одновременного поднятия его заднего плеча, для осуществления чего Ли ввел на своем станке особое приспособление — железный клин, называемый коньком, который подходит под задний конец рычага перпендикулярно к направлению его качания. Изобретатель поместил конек на тележке n, двигавшейся на колесиках по вырезу бруса.


Механизм работы конька на станке Ли (по Боргни).
Механизм работы конька на станке Ли (по Боргни).

В средней части остова станка находится большой шкив J (см рисунок ниже), в центре которого (и на одной оси с ним) укреплен маленький шкив H. Через выемку этого последнего перекинут шнур y, у1, своими концами привязанный к подножкам G, G1. Другой шнур х, x1 обхватывает большой шкив J и прикрепляется концами к роликам, расположенным у обеих сторон тележки. Когда рабочий нажимает ногой на левую подножку, оба шкива начинают вращаться против часовой стрелки, а конек двигается справа налево, проходя под задним концом рычага до левого края бруса и здесь останавливается. После образования очередного ряда петель конек нажимом рабочего на правую педаль проводится под рычагом в обратном направлении (слева направо) и заканчивает рабочий ход в исходном положении, показанном на рисунке.


Общий вид станка Ли (по Фелкину)
Общий вид станка Ли (по Фелкину)

Благодаря последовательному продвижению конька под концами рычага достигается поочередное опускание переднего и заднего плеча рычага. Перекладина о, лежащая поперек рычага (см Важнейшие элементы чулочно-вязального станка Ли), служит для приподнимания падающих платин; она нажимает на задние концы рычага, будучи приведена в действие при помощи особых наклонных плоскостей и двух рычажков, на которые вязальщица надавливает своими пальцами.

Перемещение платин вперед для попадания вновь образованного ряда петель под загибы игл и для насадки новых петель на старые, как и давление на пресс g, производилось в станке Ли вручную (Felkin, History of machine wrought Hosiery and Lace manufacture).

В общем изобретение Ли было в своих принципиальных чертах настолько законченным, что дальнейшие усовершенствования, сделанные в станке в XVII и XVIII вв., касались только отдельных деталей конструкции и вспомогательных операций.

Не найдя поддержки при английском дворе, Ли, по приглашению французского министра финансов Сюлли, в начале XVII в. переселяется вместе с братом Джемсом и восемью рабочими во Францию. Благодаря покровительству мануфактурной промышленности и льготам, которые давало иностранным мастерам правительство Генриха IV, Ли имел основания ждать значительных результатов от реализации его изобретения на французской почве. Но энергичная деятельность Ли была вскоре прервана убийством в 1610 г. Генриха IV фанатиком католиком Равальяком и наступившей во Франции феодальной реакцией. Ли был лишен всех своих привилегий, подвергся гонениям как протестант и в том же году умер в Париже. Тем не менее, начало трикотажному производству во Франции было уже положено.

Брат изобретателя вернулся вскоре в Англию и наладил в Лондоне изготовление кулирных тканей на коньковых станках. В середине XVII в. в столице Англии насчитывалось уже 400 станков, а во всей стране — 660. В 1663 г. была выдана английским королем Карлом II одной компании привилегия на монопольное производство чулочновязальных станков.

В конце XVII в. в английской трикотажной промышленности складываются уже прочные капиталистические отношения, и развивается система раздачи купцом-предпринимателем станков и сырья на дом ремесленникам, которые, не имея своих средств производства и платя за пользование станками, попадают в полную зависимость от крупных мануфактуристов.

Вязальный станок имел в то время уже весьма крупные размеры и сложную конструкцию. Он состоял, как сообщается в одном тогдашнем документе, «более чем из 200 частей, сделанных кузнецом, столяром и токарем, количество спиц доходило до 100, каждая действовала одновременно, и помещались они на стальной раме» (Васютинский, В., Разрушители машин в Англии).

Так же рано развиваются капиталистические отношения и во французском вязальном производстве: высокая стоимость станков имеет своим результатом концентрацию их в руках небольшого количества купцов-предпринимателей.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru