Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.

Рубрика: История ткачества

Конструктивные изменения в вязальном станке в XVII и XVIII вв.

Просмотров: 2897

Распространение вязального дела во Франции после Ли до середины XVII в. не выяснено. По-видимому, некоторые из его рабочих попали в г. Ним и здесь им удалось наладить изготовление вязаных чулок, которое становится с этого времени постоянным ремеслом жителей города. Мастера Нима обучали затем искусству производства вязальных станков многочисленных учеников, «которые разнесли свои знания по другим городам королевства». Первая крупная вязальная мануфактура во Франции возникла в 1656 г., когда некий Жан Клод Хендре вывез из Англии чертежи чулочных станков и получил исключительную привилегию на устройство в Мадридском замке в Париже предприятия по изготовлению шелковых чулок. В 1666 г. он основал общество с капиталом в 300 000 франков, получившее новую привилегию, разрешавшую производство «шелковых чулок, кофточек, кальсон, штанин, исподних чулок и других предметов из шелка, шерсти, пряжи и хлопка» (Ballot, L\'introduction du machinisme). В 1679 г. на мадридской мануфактуре работало уже (вне самого замка) 79 вязальщиков.

В 1669 г. в Лионе на правительственную субсидию в 40 000 ливров была основана вторая вязальная мануфактура, принадлежавшая Фурнье. Французский министр финансов Кольбер предпринимает ряд шагов к распространению вязального производства и в других городах государства. Так, в 1670 г. им было выдано разрешение на установку вязальных станков Амьенским мануфактуристам, а в 1679 г. издан общий декрет об открытии доступа в Мадридский замок вязальщикам, которые могут обучаться здесь и получить звание мастера, после чего им дается право держать в течение 12 лет двух учеников и «отправиться применять свое ремесло во всех городах, городках, местечках и во всех других местах королевства».

До 1684 г. вязаные товары могли официально изготовляться только из шелка, но это предписание на деле не выполнялось. В 1684 г. разрешение было распространено и на изделия из шерсти и хлопка, которые, однако, должны были занимать не больше половины станков данного предприятия. Тем не менее, новое ограничение обходилось, как и предыдущие, и к концу XVII в. вязальное производство с огромною быстротою распространилось по всей Франции. Испуганные появившейся конкуренцией, мастера вязальных цехов добиваются издания в 1700 г. закона, ограничивающего употребления вязальных станков Парижем, Руаном, Нантом, Нимом, Тулузой, Лионом, Метцем, Пуатье, Буржем, Амьеном, Реймсом и некоторыми другими городами (Ballot). О степени концентрации капитала во французских вязальных мануфактурах этой эпохи можно судить по тому, что в 1789 г. 55 купцов в Орлеане держали от себя в полной зависимости 260 мастеров, у которых, в свою очередь, работало 867 рабочих. Во вторую половину XVII в. вязальный станок попадает и в страны центральной Европы — Саксонию, Баварию, Австрию, Швейцарию.

В начале XVIII в. в конструкцию конькового станка было внесено существенное изменение, выразившееся в замене конька деревянным валом. Дело в том, что быстрое распространение станка и стремление к удешевлению его производства побуждало заменять его железные части деревянными. Устройство же станков с деревянными рычагами делало невыгодным пользование железным стержнем конька, который производил быстрое стирание дерева. Саксонские мастера, чтобы избежать этого неудобства, стали применять для поднятия заднего плеча рычага вместо конька деревянный вал, на поверхность которого были нанесены в один ряд параллельно рычагам клинья, несколько смещенные один в отношении другого, чтобы обеспечить последовательность качаний отдельных рычагов (Johannsen).

В отличие от конькового станка саксонский станок стал называться вальцовым. Вальцовый станок (в разрезе) представлен на рисунке.



Саксонский вальцовый станок XVIII в. Вертикальный разрез.
Саксонский вальцовый станок XVIII в. Вертикальный разрез.

Вал W, посредством шкива, накинутого на него шнура s, s' и подножек t и t двигается по и против часовой стрелки. Вырезанные на винтообразном ободе ступенчатые клинья подходят в последовательном порядке под задние концы рычагов В и перемещают эти концы вверх, т. е. совершают ту же операцию, что и конек в английском станке.

Вторым усовершенствованием, осуществленным в вальцовом станке, было кулирование петель не нажимом пальцами, а при помощи подножки Т, которая, будучи соединена с рычажным прессом А и промежуточными рычагами m, приводящими в действие особые стоячие платины (служащие для равномерного распределения игл на кулируемой нити), опускает эти крючки вниз и, наоборот, несколько приподнимает падающие платины — давлением сверху рычажного пресса на задние концы качающихся рычагов В. В остальном конструкция вальцового станка почти ничем не отличалась от конструкции конькового станка.

В связи с развитием техники узорчатого ткачества и кружевного производства во Франции, здесь в первые десятилетия XVIII в. делается ряд попыток изобрести способ делать узоры на гладких кулирных тканях.

Из различных систем, предложенных для этой цели практически введен был в жизнь метод получения прессового узора на вязаной ткани. Принцип этого изобретения заключается в выключении из ряда образуемых цветных петель тех изгибов кулируемой нити, изолирование которых соответствует рисунку узора. Нужный результат достигается вырезыванием определенных мест в прессе, запирающем загибы игл, так что загибы, приходящиеся под этими местами при опускании пресса, не прижимаются к углублениям игольного стержня, в результате чего старые петли попадают под загибы и повисают там вместе с нависшими уже изгибами нитей кулируемого ряда.


Пресс для прессовых узоров на кулирной ткани (по Фелкину).
Пресс для прессовых узоров на кулирной ткани (по Фелкину).

При этом на лицевой стороне ткани часть нити, не образовавшая петель, не будет видна и, наоборот, она будет выступать на изнаночной стороне. Естественно, что если изолируемую часть нити сделать цветной, хо можно получить цветной узор на оборотной стороне (Felkin). Это обстоятельство дало возможность французским вязальщикам первой половины XVIII в. начать производство на коньковом станке узорно-цветных тканей разнообразного типа.

Другие изменения в конструкции вязального станка были внесены английскими механиками. В 1738 г. мастер Бомменер берет патент на изготовление улучшенных трикотажных тканей. Усовершенствованием этого изобретения занялся ноттингэмcкий мануфактурист Стратт (Strutt) — известный в будущем деятель английской хлопчатобумажной индустрии, разработавший в период 1740 — 1758 гг. новый тип станка для так называемой ластичной вязки. В патенте, взятом в 1758 г., Стратт описывает изобретенную им для этой цели так называемую перехватывающую машину, дающую возможность изготовлять ткань, состоящую из петель, вытянутых одни направо, а другие — налево, причем первые сменяют вторые. Спицы перехватывающей машины устанавливаются на известном расстоянии в промежутках спиц станка, вследствие чего в каждой строчке изготовленной ткани имеет место чередование правых и левых петель. Но так как дуги петель закрыты в каждом ряду прямыми частями петель другого ряда, то ткань внешне получает одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны. Отсюда данное такой ткани название — двухлицевой. Ее называют также ластичной или бортовой тканью, вследствие ее способности к растягиванию.

Новые вязаные изделия стали с 60-х гг. XVIII в. широко употреблять в качестве каймы для чулок, фуфаек и других предметов, одежды, к которым предъявляется требование эластичности и тесного обхвата тела. Стратту принадлежит также заслуга введения на его машине производства патентованной бортовой ткани, получаемой чередованием правых и левых петель не по одной, а по две, а также разработки (в последующие годы) более сложных «перехваченных» узоров. На методы изготовления таких узоров взяты были патенты в 1764 г. Джоном и Томасом Морисс и в 1769 г. Томасом Тэйлором.

В 1782 г. в Англии работало уже 20 000 вязальных станков (в 1714 г. — 8000 и в 1753 г. — 14 000), т. е. в 30 раз большее количество, чем в 1669 г. Центром английского вязального производства стал в XVIII в. г. Ноттингэм; уже в 1753 г. в нем было сосредоточено 1200 вязальных станков, принадлежавших 50 крупным чулочным купцам-мануфактуристам. Процесс концентрации средств производства шел так быстро, что в 1770 г. у одного лондонского капиталиста работало до 2000 рабочих, выполнявших, как правило, работу вне стен самого предприятия (Васютинский). Таким образом, в английской трикотажной промышленности, как и в суконной, доминирующее положение занимала децентрализованная, рассеянная мануфактура.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru