Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
В красный день и прясть ленно.

Рубрика: История ткачества

«Дженни»

Просмотров: 40323


Проблема была раньше других решена Джемсом Харгривсом (Hargreaves), ткачом и плотником из Блакберна в Ланкашире. Харгривс принадлежал к распространенному в то время в Англии типу «универсальных мастеров», знакомых с механикой, плотничьим, кузнечным и инструментальным делом, и бывших часто незаменимыми людьми при починке мельниц, сооружении плотин, устройстве блоков и зубчатых передач и т. п. В 1762 г. мы застаем Харгривса за постройкой кардной машины у владельца набивной мануфактуры Роберта Пиля, брата известного английского политического деятеля.

По-видимому в это время у Харгривса, знавшего о затруднениях, которые испытывают ткачи в связи с недостатком пряжи, возникает мысль о прядильной машине. Работа над изобретением велась им в течение двух — трех лет и к 1765 г. была, в основном, закончена. Окрыленный успехом, Харгривс решает в 1767 г. изготовить несколько машин для продажи, но с ним повторяется то же, что произошло за 30 лет до этого с Кеем: толпа прядильщиков, обеспокоенная возможным понижением цен на пряжу в случае распространения машины, врывается в дом Харгривса и устраивает там погром. Изобретатель вынужден был переехать в Ноттингем, где он занялся массовым производством новых машин и взял в 1770 г. патент на свое изобретение. Очень скоро ему пришлось, однако, начать судебный процесс против предпринимателей, с жадностью набросившихся на прядильную машину, но отнюдь не склонных делать какие бы то ни было отчисления от своих доходов в пользу изобретателя. Претензии Харгривса были отклонены судом, так как изобретатель имел неосторожность взять патент уже после того, как машина находилась в употреблении у разных лиц, а в этом случае, согласно английскому патентному праву, привилегия не подлежит защите (Вaines, E., History of the cotton manufacture in Great Britain).

Машина Харгривса получила распространение под именем машины «Дженни», название, данное, по-видимому, в честь жены или дочери изобретателя. Первоначально «Дженни» имела 8 веретен, но после усовершенствования машина выпрядала уже одновременно 16 нитей.

В своей усовершенствованной форме, известной в Англии с начала 70-х гг. XVIII в., машина показана на рисунке.



«Дженни» — машина Харгривса в 70-х гг. XVIII в. (по Юру)
«Дженни» — машина Харгривса в 70-х гг. XVIII в. (по Юру)

Неподвижная прямоугольная станина f с 4 ножками имеет в задней своей стенке вертикальную раму с 24 веретенами s. Стволы веретен проходят через отверстия двух горизонтальных планок и укрепляются в отверстиях третьей (нижней) планки. На ствол веретена (на участке между второй и третьей планкой) насажена плотно катушка m, на которую накинута веревка, охватывающая также барабан k. Последний приводится в движение через бесконечный шнур от махового колеса h. В середине станка установлена наклонно вторая рама с катушками i на которые намотана ровница или ленты хлопка. В верхних продольных брусьях станка устроены рельсы — дорожка, по которой катятся ролики зажимного пресса, состоящего из двух планок а и b, между которыми находится ряд зубьев и боковых брусьев с и d. Концы нитей ровницы проходят через пресс, устанавливаемый в середине пути, и направляются дальше к верхним концам веретен, где они и закрепляются, образуя тупой угол с осью веретена. После этого пресс зажимается, и нити остаются висеть в горизонтальной плоскости в натянутом состоянии.

Работа на машине ведется следующим образом: прядильщик правой рукой, как и в обыкновенной прялке, начинает вращать рукоятку колеса и приводит в движение барабан k и веретена, а левой двигает пресс (держась за его рукоятку с) от середины пути к началу его. Вследствие этого происходит одновременно вытягивание ровницы отходящим прессом и скручивание ее вращающимися веретенами. Дойдя до отказа, каретка и пресс останавливаются, а веретена продолжают вращаться, производя дополнительную крутку нитей. Когда нити достаточно уже скручены, прядильщик останавливает колесо и тянет правой рукой за шпур q, приводящий в действие блок р и вставленную в него толстую проволоку о, которая опускается на плоскость скрученных нитей. Затем рабочий левой рукой двигает каретку по направлению к веретенам, а правой начинает снова вращать рукоятку колеса. Приведенные в действие веретена наматывают теперь на себя всю скрученную нить, так как проволока о направляет их под прямым углом к оси веретена, а пресс доходит вплотную до самой рамы с веретенами. Каретка двигается обратно, причем пресс открывается, чтобы пропустить через себя новую порцию ровницы. В середине пути каретка останавливается, и пресс зажимается. После этого весь цикл операций начинается снова.

В «Дженни» Харгривса, как и в машине Уайатта, наиболее существенной частью изобретения был вытяжной аппарат. Но этот последний построен в «Дженни» на другом принципе — на принципе вытяжки на большом расстоянии при помощи отодвигающегося пресса. Сам же процесс работы ведется здесь путем прерывного прядения, т. е. с таким же чередованием вытяжки, крутки и намотки, как это имеет место и в прялке.

К числу недостатков «Дженни» следует отнести то, что на ней можно было производить только окончательное (тонкое) прядение. Ровница же должна была изготовляться по-прежнему ручным способом. Пряжа, выходившая с «Дженни», будучи тонкой, не обладала большой крепостью; ее можно было, поэтому, употреблять только на уток (Guest, British cotton manufacture).

Хотя «Дженни» долгое время приводилась в движение рукою человека, она представляла собой типичную рабочую машину. Она выпрядала несколько десятков нитей одновременно, для чего раньше потребовался бы труд такого же количества прядильщиков. Еще при жизни Харгривса (он умер в 1778 г.) изготовлялись «Дженни» с 80 веретенами. Именно к ней прежде всего относится положение Маркса: «Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует массой одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней» (Маркс, Капитал).

Но хотя машина «Дженни» резко повысила производительность труда прядильщика и, следовательно, революционизировала технику прядильного производства, ее применение не обусловило еще перехода к фабричной системе. В силу простоты своей конструкции, дешевизны ее изготовления, возможности сравнительно быстрого освоения с ней прядильщиков и, наконец, вследствие отсутствия механического двигателя новая машина получила распространение, главным образом, в мелком ремесленном производстве, не только не разрушив домашней системы прядения, но на первых порах даже укрепив ее позицию. В 1788 г. в Англии насчитывалось около 20 000 «Дженни», рассеянных по мелким прядильным мастерским и домам деревенских прядильщиков.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью «Дженни»?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru