Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
С миру по нитке — голому рубаха.

Рубрика: История ткачества

Механизация предприятий

Просмотров: 3631


Несколько лет работы ватер-машин показали Аркрайту, что существующая система производства бумажной пряжи страдает еще крупными недостатками. Главный из них заключался в том, что машина вырвала из рук человека не весь производственный процесс, а только конечную его стадию: изготовление тонкой нити; все же предварительные операции — расческа ленты кардами, приготовление лент, приготовление ровницы — по-прежнему выполнялись либо ручным способом, либо при помощи очень несовершенных механических приспособлений. Вследствие этого материал, шедший на ватер-машину, обходился очень дорого и требовал для своего изготовления значительного временя и труда. Этим нарушался непрерывный ход производственного процесса: предпрядильные операции не поспевали за работой прядильных машин. Затруднение могло быть разрешено только одним путем: внедрением машин во все звенья прядильного производства. В этих целях Аркрайт и берет в 1775 г. патент на серию изобретений и усовершенствований, при помощи которых все операции — от начальной до конечной — должны были совершаться на последовательно расположенной системе машин.

Наибольший интерес представляют 4 механизма, описанные в патенте: кардная машина, питающий прибор, съемный гребень и ровничная машина. Как и для первого патента .1769 г., так и для данного, вопрос о том, можно ли приписать эти изобретения творчеству самого Аркрайта, должен быть, в основном, решен отрицательно. Прежде всего, обращает на себя внимание нарочитая туманность и неясность многих мест в тексте патента, посвященных описанию конструкции машин. Причиной этого могла быть либо некомпетентность автора в вопросах прикладной механики, либо его желание скрыть техническую сущность изобретения. Сравнение отдельных объектов, упоминаемых в патенте 1775 г., с аналогичными усовершенствованиями, описанными в других английских патентах и применявшимися на практике в предшествующие 25 лет. Убеждает нас в том, что Аркрайт и здесь воспользовался чужим изобретательским творчеством, вводя в заимствованные конструкции некоторые второстепенные изменения.

Так, кардная машина была изобретена в 1748 г., независимо друг от друга, Даниэлем Борном и Луисом Паулем, почти одновременно запатентовавшими свои изобретения. В 50-е и 60-е гг. обе машины получают распространение на шерстяных мануфактурах и в мастерских, производящих бумажную пряжу (French, G. The life and time of Samuel Crompton). Мы видели, что Харгривс в 1761 г. специально занимался изготовлением частей для кардных машин системы Пауля (Daniels, The early English cotton industry).

Машина для кардочесания шерсти и хлопка, изобретенная Паулем, показана на рисунке.



Кардочесальная машина Пауля (чертеж из патента 1748 г.).
Кардочесальная машина Пауля (чертеж из патента 1748 г.).

Она состоит из укрепленного на стойке вогнутого корыта, внутри которого вращается цилиндр, покрытый кардными досками. Цилиндр насажен на неподвижную ось и приводится в действие рукояткой. Сырой материал распластывается в корыте, внутренняя поверхность которого усеяна мелкими кардными остриями. Профиль корыта соответствует фигуре, описываемой вращающимся цилиндром, и потому материал хорошо прочесывается при соприкосновении с кардными досками. Отдельные части обработанного таким образом хлопка снимаются с кард палкой и затем скатываются в общую ленту.


Кардочесальная машина Борна (чертеж из патента 1748 г.).
Кардочесальная машина Борна (чертеж из патента 1748 г.).

Несколько более совершенную конструкцию имела машина Борна. Согласно чертежу в патенте 1748 г. она состояла из четырех игольчатых барабанов: иглы первого барабана увлекали шерсть или хлопок ко второму барабану, между зубьями которого и зубьями третьего барабана, направленными в противоположную сторону, производилась расческа материала; вторично материал прочесывался при соприкосновении третьего и четвертого барабанов.

Если мы обратимся теперь к патенту Аркрайта, то увидим, что описанный в нем аппарат для кардочесания работал на том же принципе и почти в той же конструктивной форме, что и кардная машина Даниэля Борна. Аркрайт, в лучшем случае, усовершенствовал ее только в деталях.

Питающий прибор, представляющий собой бесконечное полотно, подводящее материал к рабочим органам машины, впервые был введен в практику для кардных машин в 1772 г. механиком Джоном Лис из Манчестера. В дальнейшем это весьма важное приспособление получает широкое распространение и в ленточных машинах, становясь постоянным элементом системы механического прядения. Аркрайт «без зазрения совести» выдал в патенте 1775 г. изобретение Лиса за свое собственное, благо последний имел неосторожность не запатентовать его раньше.

Следующее приспособление, описанное в Аркрайтовском патенте, съемный гребень и воронка, снимающие прочесанную ватку хлопка и придающие ей форму непрерывной ленты, было изобретено еще раньше Харгривсом, но, по-видимому, распространения не получило за отсутствием фабричной организации производства бумажной пряжи (Woodcroit, Brief biographies of inventors). Аркрайт присоединил гребень к кардной машине: через каждый определенный промежуток времени гребень подходил к третьему барабану, снимал с него ватку хлопка и передавал ее воронке, которая сплющивала прочес в ленту.

Что касается ровничной машины, то в своем вытяжном аппарате она представляла лишь некоторые упрощения по сравнению с ватерной машиной (вытяжка также производилась несколькими парами вращавшихся, но медленнее, чем в ватере, цилиндров). Вторая же существенная деталь ровничной машины — конический таз, вращение которого вокруг вертикальной оси придавало вытянутой ленте легкую крутку, был впервые введен в практику Бенджаменом Бутлером (Guest, A compendious History).

Итак, мы видим, что Аркрайт лишь умело скомбинировал и в некоторых случаях придал практически более удобную форму машинам и механическим приспособлениям, изобретенным до него различными техниками и рабочими текстильного производства.

Внедрение машинной техники во все стадии прядильного производства создало материальные предпосылки для быстрого роста фабричной индустрии. В период 1775—1780 гг. Аркрайтом была организована прядильня в Белпере и несколько фабрик в центральном районе хлопчатобумажного производства — Ланкашире. К концу 70-х гг. XVIII в. все фабрики Аркрайта представляли собой уже огромные промышленные предприятия. Так, например, на Кромфордской фабрике в 1779 г. работало 300 человек, обслуживавших несколько тысяч веретен. Манчестерская фабрика, построенная в 1780 г., была рассчитана на 600 рабочих, причем ее сооружение стоило 4000 фунтов стерлингов. В 1782 г. на всех предприятиях Аркрайта занято было около 5000 рабочих и общая стоимость фабрик достигала 200 000 фунтов стерлингов (Ure).

Расцвет английской хлопчатобумажной промышленности стимулирует дальнейшие усовершенствования в прядильной технике. Изобретательская мысль ставит перед собой, прежде всего задачу обеспечить фабричное производство уточной пряжи, для чего необходимо было приспособить работу машины «Дженни» к фабричным условиям.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru