Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Искусная мастерица может прясть хоть на ноге осла.

Рубрика: История ткачества

Мюль-машина Кромптона

Просмотров: 11243


«Билли» — машина Вуда, ставшая успешно конкурировать с «Дженни», была лишь первым шагом к разрешению проблемы производства тонкой и вместе с тем крепкой нити. Второй и решающий шаг был сделан в 1779 г. Самюэлем Кромитоном (Samuel Crompton). Кромптон (род. в 1753 г.) был сыном ткача и уже с 4-5-летнего возраста, как он сам пишет в своей автобиографии, помогал отцу и матери в приготовлении пряжи (работа велась на дому) (Cotton-spinning Machines). Став прядильщиком в годы возникновения хлопчатобумажной фабричной индустрии, Кромптон обратил внимание на недостатки ватер-машины, которую он считал совершенно негодной для производства уточной пряжи (Манту, Промышленная революция XVIII в. в Англии). Он решил попытаться сконструировать новую машину, которая соединяла бы преимущества вытяжного аппарата ватера с тщательностью и точностью операций «Билли» — машины Вуда. В результате пятилетних трудов (с 1774 по 1779) были достигнуты положительные результаты, и изобретатель смог построить свою машину, получившую вскоре широкое распространение под названием мюль-машины (Baines, History of the cotton manufacture).

Как показывает изображение ее модели, хранящейся в Кенсингтонском музее, существенными частями мюль-машины были две пары вытяжных цилиндров, производивших основную вытяжку, и каретка с веретенами, служившими для крутки и намотки, а также для дополнительной вытяжки, преследовавшей цели выравнивания нити по всей ее длине путем сглаживания утолщений в отдельных местах (Kennedy).



Модель мюль-машины Кромптона (из коллекции Кенсингтонского музея)
Модель мюль-машины Кромптона (из коллекции Кенсингтонского музея)

Процесс работы на мюле Кромптона складывался из следующих моментов:
1) подачи цилиндрами нити и одновременного скручивания ее веретенами отходящей от цилиндров каретки;
2) остановки цилиндров и дополнительного вытягивания и докрутки нити веретенами;
3) вращения веретен в обратную сторону для отмотки намотавшихся на конец веретена витков;
4) движения каретки в сторону цилиндров и намотки нити на веретена, переходящие из наклонного положения в вертикальное.
Для того, чтобы не могло произойти слишком большого натяжения нити, грозящего разрывом ее, и для правильного распределения нити на веретене Кромптон ввел особое приспособление — надниточник. Другое приспособление — подниточник — устраняло провисание нитей и их спутывание.

Мюль Кромптона, сочетавший в себе вытяжку на коротком расстоянии при помощи цилиндров с тщательной работой крутильного аппарата, блестяще разрешил проблему изготовления высоких номеров пряжи, — отличавшейся вместе с тем значительной крепостью (двойная задача, бывшая, как мы видели, недоступной ни прядильной машине Харгривса, ни ватеру Аркрайта), и нанес сокрушительный удар ручной технике прядения на том ее участке, с которого ее не могли вытеснить ни «Дженни», ни ватер. Первая машина, сконструированная изобретателем, имела всего 20—30 веретен. С 1783 г. владелец Ланаркских фабрик (в Шотландии) Вильям Келли и Вильям Стратт (сын знаменитого вязального фабриката) вводят в практику мюли с механическим (водяным) двигателем. В 1793 г. Дрингвотер и в 1795 г. Гемфри и Кеннеди построили мюль-машину с 144 веретенами, а в 1799 г. Добсон и Ротуэл — с 408 веретенами.

В отличие от Аркрайта, Кромптон не собирался превращать свое изобретение в предмет личного обогащения. Но, как это было и с машиной «Дженни» Харгривса, капиталисты воспользовались мюлем, совершенно обойдя права изобретателя. Уже на старости лет, в 1812 г. Кромптону пришлось ходатайствовать перед парламентом о вознаграждении его, как творца важнейшей прядильной машины. Он получил, наконец, единовременную сумму в 5000 фунтов стерлингов, большая часть которой ушла на уплату судебных издержек и которая совершенно не соответствовала огромным услугам, оказанным им английской хлопчатобумажной промышленности.

Если машины Аркрайта положили начало машинному производству ситцев в Англии, то мюли дали возможность изготовлять фабричным способом тончайшие сорта бумажных тканей — муслины (кисею). «Благодаря необычайной тонине пряжи, производимой мюлем», говорит П. Манту, «была превзойдена сказочная искусность индусских рабочих, и стало возможным выделывать кисеи несравненной легкости. Создается, таким образом, новая отрасль промышленности, центрами которой становятся Болтон в Ланкашире, Глазго и Пэйсли в Шотландии… В 1785 г. производство муслинов в Великобритании исчислялось почти в 50 000 кусков».

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru