Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Кривое веретено не исправится.

Рубрика: История ткачества

Челнок-самолет Кея

Просмотров: 50404

Исходным моментом технических преобразований в области текстильной промышленности было изобретение англичанином Джоном Кеем (John Kay) в 1733 г. так называемого челнока-самолета (fly shuttle). Кей родился в 1704 г. в Бэри (Ланкашир) и был по профессии суконщиком. Его стремление к усовершенствованию текстильного производства и изобретательские наклонности сказались, по-видимому, довольно рано. В 1730 г. мы застаем его в Кольчестере за производством берд для ткацких станков. Он впервые вводит в практику стальные берда вместо употреблявшихся до него деревянных и роговых. В этом же году Кей берет патент на первое изобретение — крутильную машину для приготовления ровницы из козьей и гребенной шерсти.

Изобретение самолетного челнока было вызвано, очевидно, желанием Кея ликвидировать одно из наиболее «узких» мест ткацкой техники: невозможность вырабатывать широкие ткани на станке, обслуживавшемся одним человеком. Огромный рост суконного производства в первых десятилетиях XVIII в. (в 1740 г. один Йоркширский округ выпускал 100 000 кусков сукна в год) требовал более экономного использования рабочей силы, чем это имело место на широких ткацких станках, где работало два ткача. Кроме того ручная прокидка челнока быстро утомляла руки ткача и замедляла процесс ткачества. Усовершенствование, предложенное Кеем, было направлено к рационализации этих двух моментов. Как указывается в тексте патента 1733 г., это был «челнок, изобретенный недавно для лучшего и более аккуратного тканья широкого сукна, саржи, парусного полотна и вообще широких материй».



Челнок-самолет Кея (по патенту 1733 г.).
Челнок-самолет Кея (по патенту 1733 г.).

Аппарат Кея показан на рисунке.

Сущность изобретения сводилась к следующему. К обыкновенному челноку прикреплялось четыре ролика, при помощи которых он должен был катиться по колее особой доски (склиза), длиной около 2,7 м, прикрепленной к лопастям батана станка. По бокам были устроены две челночные коробки, в каждой из которых находились ракетки (погонялки), соединенные шнурами с общей рукояткой. Наибольшая конструктивная трудность заключалась в необходимости поместить дорожку, по которой скользил челнок, так, чтобы она не мешала попеременному образованию зева четными и нечетными нитями. Кей разрешил эту задачу помещением склиза внизу лопасти батана: нижняя полость основы должна была при образовании зева ложиться на дорожку, а челнок — катиться поверх этой нижней полости. Начиная работу, ткач дергал за левый шнур и приводил в действие левую погонялку, которая ударяла своим молоточком по носку челнока и заставляла его пробегать через зев в правую коробку, при этом сама погонялка под действием пружины отходила назад в первоначальное положение. Затем ткач, прибив нить утка, нажимал на педаль и, образуя новый зев, приводил в действие правую погонялку, гнавшую челнок в обратном направлении (Guest, R., A compendious History of the cotton manufacture).

Самолетный челнок (fly shuttle) Кея, увеличивший производительность ткацкого труда почти вдвое, встретил, однако, упорное сопротивление среди кольчестерских суконщиков, опасавшихся, что с введением нового аппарата резко сократится спрос на ткачей. Keй переехал в 1738 г. из Кольчестера в Лидс, но и там его ждала неудача (Ure, The cotton manufacture of Great Britain). Предприниматели охотно использовали его челнок, но отказывались платить ему отчисления, которые он требовал как владелец патента. Попытка изобретателя разрешить дело судебным путем закончилась после многолетней волокиты безрезультатно.

Кей, разоренный и угнетенный морально, вернулся в 1745 г. в Бэри, но здесь в 1747 г. произошел бунт ткачей, сопровождавшийся разгромом дома изобретателя. Кей едва успел бежать в Манчестер, а оттуда уехал во Францию, навсегда покинув свою отчизну (Ballot, L'introduction da mаchinisme). Получив от французского правительства привилегию на 14 лет, Кей занялся распространением своего изобретения. В дальнейшем, в 1754 г. им была взята другая привилегия — на машинное производство стальных кард. Ремесленно-цеховая оппозиция не могла, однако, помешать быстрому распространению в Англии самолетного челнока, который к началу 60-х гг. XVIII в. занял господствующее положение во всех главных районах английского ткачества.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru