Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ковры семи шелков, а рубаха и не прядена.

Рубрика: История ткачества

Машиностроение

Просмотров: 2880

Переход к машинной технике в текстильной промышленности, появление нового мощного двигателя и переворот в металлургии чугуна и железа обусловили возникновение на развалинах ремесла и мануфактуры новой фабричной индустрии. Но развитие этой последней не могло свободно осуществляться и сильно тормозилось до тех пор, пока сама машина — это характерное средство труда капиталистического производства — по-прежнему производилась ручным способом.

Если первые текстильные машины 70-х гг. XVIII в. делались в основном из дерева и их сравнительно не трудно было изготовить в мануфактурной и даже в кустарной мастерской, то уже появляющиеся в 70-х гг. прокатные вальцы, токарные станки для металла, гидравлические молоты, цилиндро-сверлильные станки с их колесами, осями, шестернями, валами, обязательно должны были производиться из железа. Требовавшаяся теперь точность изготовления деталей строго геометрической формы и необходимость удовлетворять быстро возраставший и становящийся массовым спрос на машины оказывались несовместимыми с ремесленно-инструментальной техникой производства машинных частей. Нужно было уничтожить зависимость изготовления машины от индивидуального искусства, от «той мускульной силы, верности взгляда и виртуозности рук, с которыми частичный рабочий мануфактуры или ремесленник оперирует своим карликовым инструментом» (Маркс, Капитал). Иначе говоря, требовалось, чтобы машины и «необходимые для отдельных частей машин строго геометрические формы» стали производиться машинами же. Проблема эта была разрешена в Англии в конце XVIII в. и в первом десятилетии XIX в. изобретением важнейших дерево— и металлообрабатывающих станков, появление которых было заключительным аккордом рождавшейся машинной промышленности.

Первые сдвиги в машиностроении намечаются еще в 70-х гг. XVJH в. в связи с усовершенствованиями, внесенными английскими механиками в конструкцию пушечно— и цилиндро-сверлильных станков и превратившими эти последние в точно действующие механические аппараты. Решающее значение здесь имели изобретения Смитона (1769) и Вилькинсона (1775). Примерно в это же время на крупнейших английских инструментальных заводах происходит все более ясно обнаруживавшаяся специализация и дифференциация отдельных станков и механизмов, приспособляемых для выполнения одного узкою задания. Такая система работ подготовляет почву для перехода в скором времени к массовому производству стан¬дартных деталей различных машин. Благодаря деятельности целой плеяды английских инженеров и заводчиков во главе с Бентамом, Брамой и Брюнелем, в последнюю треть XVIII в. создаются разнообразные станки и инструменты в судостроительном производстве (например, на знаменитом Портсмутском заводе, для изготовления корабельных блоков), в мастерских астрономических и геодезических приборов, в часовом деле.

Решающим для переворота в машиностроении является преобразование ручного токарного станка в механический путем введения так называемого суппорта, несущего резец и направляющего его на обрабатываемый предмет: операция, выполнявшаяся раньше вручную. Это капитальное изобретение было сделано в 1797 г. Генри Модслеем, а в 1801 г. им же значительно конструктивно усовершенствовано. В механическом токарном станке Модслея процесс работы перестал зависеть от личных качеств рабочего, и ме¬ханическому инструменту (резцу) новой рабочей машины «удалось производить геометрические формы отдельных частей машин «с такой степенью легкости, точности и быстроты, которой никакая опытность не могла бы доставить руке искуснейшего рабочего».

Новый технический принцип, введенный Модслеем, был затем в видоизмененной форме перенесен на другие металлообрабатывающие станки: долбежный, строгальный сверлильный, фрезерный, превращавшиеся также в рабочие машины. Большое значение в этой области имело изобретательское творчество английских механиков Робертса и Витворта.

Наряду с основными типами металлообрабатывающих станков английские машиностроительные заводы начала XIX в. начинают оборудоваться целой системой точных измерительных приборов. Наличие последних является необходимым условием для разрешения одной из главнейших проблем нового капиталистического машиностроения — точности отделки мельчайших деталей машины.

Наконец, на рубеже XVIII и XIX вв. появляется другой важный принцип организации машинного производства средств производства — изготовление стандартных взаимозаменяемых частей. Пионером в этом отношении явилось американское машиностроение, создавшее впервые на своих военных заводах массовое производство стандартных частей различного рода оружия. В особенности значительную роль сыграла здесь организационная и изобретательская деятельность Уитнея, прославившегося еще раньше изобретением хлопкоочистительной машины.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru