Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
- Ай да Маняшка!
Какова на братишке рубашка!
Вся хитрым узором обвита,
Шелками расшита!

Рубрика: История ткачества

Механический ткацкий станок в 30-50-х гг. XIX в.

Просмотров: 4112


После Робертса мысль изобретателей была занята усовершенствованием ряда деталей станка, разрешением задачи автоматической остановки машины в случае обрыва основной или уточной нити и созданием станков двух типов, с верхним и нижним боем. В 1833 г. в Америке была изобретена самодействующая шпарутка — приспособление для автоматического сохранения ширины ткани на станке.

В 1834 г. Люк и Джон Смит (Smith) ввели новый способ приведения в действия погонялки, сохранившийся в механических ткацких станках до конца XIX в. Сущность этого способа изложена авторами патента в следующих словах: «Вместо того, чтобы оперировать погонялочными рычагами или погонялкой при помощи зубчатой передачи или другого механизма, ныне находящегося в общем употреблении, мы устанавливаем на окружности каждого махового колеса наклонные криволинейные выступы, которые мы называем наклонными плоскостями; каждая из этих наклонных плоскостей сделана так, чтобы воздействовать на соответствующую ей погонялку при каждом втором обороте коленчатого вала» (Bаrlow). Здесь речь идет о механизме скролля (scroll-pick), который стал впоследствии широко применяться в станках для производства тяжелых материй, вроде молескина, тика и т. д.

В том же 1834 г. Джои Рамсботам (Ramsbottam) и Ричард. Хот (Holt) берут патент на усовершенствование станка, изобретенного в 1807 г. Джонсоном. Главным нововведением была система рычагов, которые называются в патенте «руками и пальцами». По боковым краям через станок протянуты вращающиеся стержни. В нижней части берда сделано прикрытое легкой проволокой отверстие, отходящее в сторону, чтобы позволять пальцам рук проходить через него, когда проволока не натягивается больше уточной нитью. К стержням прикреплены рычаги, снабженные вырезами. При помощи вырезов рычаг еще раз соединен с направляющим Стержнем таким образом, что, когда пальцы не поддерживаются уточной нитью, вырезы па рычагах спускаются, а рычаги и направляющий стержень поднимаются батаном, позволяя пружине действовать на приводный ремень и переводить его с рабочего шкива на холостой, приводя в то же самое время в обратное движение палец на направляющем стержне. Так как последний соединен с пальцем махового колеса, то станок при этом моментально останавливается. В тех случаях, когда челнок не долетает до челночной коробки, соответствующий ему рычаг начинает действовать от поднимающейся челночной коробки, заставляя остановочную защелку в ней приходить в контакт с рукой, протянутой от направляющего стержня, который вследствие этого поднимается и вызывает остановку станка. Это была одна из первых конструкций механической остановки на ткацких станках. В октябре 1835 г. некий Джемс Балоу (Ballough) предложил новую конструкцию двойного горизонтального станка, экономически мало рентабельно, но интересного своим автоматическим действием.

В 1836 г. Андрю Паркинсои (Parkinson) взял патент на «усовершенствованное растягивающее приспособление, которое состоит из круглого диска или колеса, окружность которого обита шипами». Оно расположено горизонтально, близко к кромке ткани, и его вращение сохраняет растягиватель на требуемую ширину (Marsden, Cotton weaving). Этот механизм остается в ткацких станках в данной конструктивной форме в течение ряда десятилетий.

Одним из важнейших усовершенствований в механическом ткацком станке первой половины XIX в. было введение автоматической остановки машины в случае обрыва уточной или основной нити. Впервые эта идея была высказана в патенте Хота и Рамсботама, но только в отношении случаев недолета челнока до коробки. Подробно принцип был изложен в патенте Мозеса Пуль (Moses Pool), взятом в 1839 г. «Девятый раздел этого изобретения», говорится здесь, «касается метода остановки станка, когда основа растянулась или оборвалась. С каждой стороны распределительного вала установлена вилка или решетка. Вилки соединены со стержнем, действующим при обрывах. Изогнутый рычаг прикреплен к стержню, который, входя в контакт с штифтом или шипом, заставляет вилки подниматься вне пути челнока, если распределительный вал идет назад. Когда основа оборвана, образуется небольшая выпуклость или выступ, который входит прямо во фронт остановочного рычага». Дальнейшее развитие этого принципа мы находим в 1841 г. в патенте Вильяма Кенворси (Kenworthy) в Джемса Баллоу (Bullough) из Блэкберна. Механизм, предлагаемый авторами, «заключается в очень простом добавочном аппарате, который может быть полностью применен ко всем станкам, и может быть назван уточным предохранителем или детектором, так как указывает с точностью на обрыв или отсутствие уточной нити посредством мгновенного выключения товарного валика и простой остановки обычных движений ткацких станков. Так как результат должен быть достигнут при отсутствии уточной нити, мы можем придать последней достаточную крепость или силу, если нить располагается на станке».

В 1841 г. тот же Баллоу вводит в конструкцию станка еще одно важное усовершенствование — так называемое откидное бердо, применение которого увеличило производительность и мощность станка.

В 1845 г. Джои Селлерс (Sellers) из Барнлея изобретает станочный тормоз, известный под названием «барнлейского тормоза» (Barlow, Girlow, The Art of weaving). Тогда же три изобретателя — Вильям Эклс (Eccles), Вильям Крук (Crook) и Вильям Ланкастер (Lancaster) берут патент на непрерывный ремень защелкивающего механизма. Их предшественником в разработке ременного приспособления для данной цели был Роберт Пиклс (Pickles) из Барнлея, изобретший свой ремень, вероятно не непрерывной формы, около 1838 г. Заключительной вехой в эволюции механического ткацкого станка к середине XIX в. было введение метода прокидки челнока при помощи конуса и боевого каточка, превратившее нижнебойный станок в верхнебойный. Верхнебойные станки начинают входить в практику в Англии с 1852 г (Marsden).



Верхнебойный механический ткацкий станок 50-х гг. XIX в. (по Барлоу)
Верхнебойный механический ткацкий станок 50-х гг. XIX в. (по Барлоу)

Стремление к автоматизации работы станка побуждало фабричных инженеров изыскивать способы осуществления непрерывного питания машины утком при минимальных изменениях в производственном процессе. Хотя эта проблема была полностью разрешена только на исходе второй половины XIX в., первые попытки ввести питательные аппараты с несколькими челноками относятся еще к рассматриваемому периоду.

Идея многокамерной челночной коробки была высказана раньше всех Картрайтом в его патенте 1792 г (Barlow, Изобретение «for a change shuttle box and an engine for raising a pile and circular knives for cutting the same».). Картрайт предлагал, однако, столь сложный аппарат, что при тогдашнем состоянии механики его конструирование практически было едва ли возможно. Только 50 лет спустя мысль, высказанная Картрайтом, была притворена в конструктивную форму Люком Смитом (Smith), взявшим в 1843 г. патент на «конструкцию вращающейся челночной коробки, имеющей известное количество отделений, расположенных вокруг оси коробки и содержащих каждое по челноку» (Barlow). Это был первый ткацкий станок с револьверной сменой челноков. На оси коробки укреплялись две планки, каждая из которых имела три выступа в соответствии с количеством отделений в коробке. Выступы действовали при помощи двух рычагов, приводивших коробку в прямое и обратное вращение. В свою очередь движением рычагов управляли особые штифты на ремне барабана, вращавшегося от храпового колеса и рычага главного вала.

В 40-х гг. вошел в употребление другой существенный прием в технике прокидки челнока, заключающийся в подъемном движении самой челночной коробки. Впервые подвижные коробки, предназначенные для ручного ткацкого станка, были сконструированы в 1760 г. Робертом Кеем (Кау), сыном изобретателя самолетного челнока Джона Кея (Marsden, The cotton weaving). В 1836 г. Джемс Морисон (Morison) взял патент на подъемные коробки в жаккардовом станке. Наконец, в 1836 г. Нейлор (Neylor) и Крайтон (Crighton) разработали конструкцию таких коробок применительно к механическому ткацкому станку.

Принцип отбора нитей основы при помощи цепи карт, применяемый на жаккардовом станке, был в модифицированном виде перенесен также на механические станки для целей подъема челночной коробки. Это важное усовершенствование было делом рук Диггла (Diggle), взявшего в январе 1845 г. патент на цепной механизм, состоявший из большого количества планок или пальцев разной формы и величины (в зависимости от узора и сорта изготовляемой ткани). Каждый палец (звено) являлся подъемным кулаком для определенной коробки, содержавшей уток определенного цвета. Порядок расположения кулаков на цепи определял и последовательность подъема или спуска той или иной коробки, чем и достигалась нужная комбинация цветов уточной нити в ткани.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru