Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
На шильце, на мыльце, на кривое веретенце (деньги).

Рубрика: История ткачества

Социально-экономические следствия применения механического ткацкого станка

Просмотров: 4814


Завоевание машиной ткацкой техники, растянувшееся на продолжительное время, вызвало разрушение ручного ткачества и разорение сотен тысяч ручных ткачей. В то время, как ручной ткач вырабатывал в неделю два куска 9-8-ярдового маркизета, машиной изготовлял за то же время 18 кусков, т. е. в девять раз больше. Фабричный ткач вместе со своим помощником — мальчиком 13—14 лет наблюдал обычно за работой двух-трех механических станков сразу (Marsden, Cotton weaving).

К моменту изобретения станка Хоррокса — в 1821 г. в Англии насчитывалось всего только 10 000 фабричных ткачей при 240 000 имевшихся в стране ручных ткачах, а в 1831 г., т. е. через 10 .лет,, армия машинных ткачей возросла в 5 раз (50 000), а ручных — уменьшилась на 6% (225 000). Все же еще в начале 30-х гг. количество лиц, работавших на ручных станках, было в 2 ½ раза больше числа рабочих, обслуживавших механические станки.

Резкий перелом наступает только в конце 30-х и в начале 40-х годов. К середине 40-х гг. на 150 000 машинных ткачей приходится уже всего 60 000 ручных ткачей, а 15 лет спустя ручное ткачество почти совершенно вымирает в Англии. Многочисленный отряд английского рабочего класса был обречен на физическую гибель, так как в капиталистических условиях машина конкурирует с рабочим, понижает его зарплату до нищенского уровня и вызывает среди пролетариата хроническую безработицу. «Всемирная история», говорит Маркс, «не дает более ужасающего зрелища, чеке медленная, затянувшаяся на десятилетия и завершившаяся, наконец, в 1838 г. гибель английских хлопчатобумажных ткачей. Многие из них умерли голодной смертью, многие влачили существование со своими семьями на 2 ½ п. в день» (Маркс, Капитал).

Машинное ткачество вызвало переворот в социальных отношениях не только в самой Англии. Механический ткацкий станок превратился в эту эпоху в орудие колониальной политики английского капитализма, в мощное средство экономического завоевания Индии и экспроприации миллионов ее ремесленников. Ручное прядение и ручное ткачество, существовавшие в Индии тысячелетие и составлявшие важнейшее после земледелия занятие индусского населения, были убиты английскими машинами. Вследствие массового ввоза в Индию дешевых английских фабричных тканей ремесленники-ткачи, изделия которых не в состоянии были выдержать конкуренцию машинной продукции, были обречены на гибель, подобно своим английским собратьям, но только в более короткий промежуток времени и в еще более резкой форме. «Когда машина постепенно овладевает известной сферой производства (как в Англии, Е. Ц.), она производит хроническую нищету в конкурирующих с нею слоях рабочих. Когда переход совершается быстро (как в Индии, Е. Ц.), ее действие носит массовый и острый характер». Вот почему «английские хлопчатобумажные машины произвели острое действие на Ост-Индию, генерал-губернатор которой констатировал в 1834—1835 гг.: «Бедствию этому едва ли найдется аналогия в истории торговли. Равнины Индии белеют костями хлопко-ткачей».

Крушение ручного ткачества и связанных с ним ремесел, домашних производств и мануфактур в разных областях текстильной индустрии Англии было отмечено в середине 40-х гг. XIX в. Энгельсом, бывшим очевидцем этих событий. «Механический ткацкий станок захватил одну область ручного ткачества за другой, а так как он производит гораздо больше, чем ручной станок, и один рабочий может наблюдать за работой двух механических станков, то и здесь множество рабочих осталось без заработка. То же имело место и в других отраслях текстильной промышленности — в шерсто— и льнопрядильнях, на шелковых фабриках; механический станок начинает даже завоевывать отдельные отрасли на ткацких, шерстяных и льняных фабриках; в одном Родчеле работает больше механических, чем ручных ткацких станков, при выделке фланели и шерстяных изделий» (Маркс и Энгельс, собр. соч).

На многих английских хлопчатобумажных фабриках уже в 30-х гг. XIX в. работают одновременно сотни механических ткацких станков. Так, по свидетельству Юра, в 1835 г. в одной из лучших ланкаширских фабрик работало 236 механических станков. В крупнейшей же фабрике Орелла находилось в действии 1 100 (!) механических станков, делавших 120 прокидок челнока в минуту. Каждый станок производил в рабочую неделю (69 часов) 5 ¾ куска материи, а все вместе — 6400 кусков. На других фабриках в Стокпорте, по словам Юра, на лучших станках количество прокидок челнока было доведено до 130 в минуту (Ure, The cotton manufacture). Таковы были скорости работы и производительность механического ткацкого станка в 30-х гг. XIX в.



Ткацкая фабрика Томаса Робинзона в Стокпорте в 1835 г. (по Юру)
Ткацкая фабрика Томаса Робинзона в Стокпорте в 1835 г. (по Юру)

На рисунке, воспроизводимом из книги Ure, The Philosophy of manufactures, изображен внутренний вид огромной ткацкой фабрики Томаса Робинзона в Стокпорте с несколькими сотнями механических станков (1835).

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru