Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Полог браный, да веь драный.

Рубрика: История ткачества

Развитие фабричной шерстяной промышленности в Англии

Просмотров: 5414


Революция в хлопчатобумажном производстве оттеснила в 70— 80 гг. XVHI в. на второй план суконную промышленность, в которой господство системы монополий, промышленной регламентации и консервирующая роль купеческого капитала сильнейшим образом задерживали переход от ручной техники к машинной. Происходит довольно заметное географическое перемещение центров английского сукноделия. Старый центр — графство Норфольк с г. Норичем во главе, имевшем в 1770 г. 72 тыс. жителей, в последней трети XVIII в. пустеет, уступая место двум новым районам — Йоркширу (север Англии) и Уильтширу и Соммерсету (юго-запад Англии). Эти перемещения объясняются как отсутствием в Норфольке сырьевой базы и невозможностью конкурировать с дешевыми йоркширскими сукнами, так и, в особенности, революционизирующим влияние новых хлопчатобумажных фабрик на ближайшие районы суконной производства.

В мануфактурный период техника шерстопрядения определяла собой технику обработки хлопка и подготовляла, таким образом, техническую революцию в этой последней, в эпоху же промышленного переворота, наоборот, новые машинные принципы, развившись сначала на почве хлопчатобумажной индустрии, переносятся затем в измененной форме на шерстяную и льняную промышленность. «До эпохи крупной промышленности», говорит Маркс, «шерстяная мануфактура была господствующей мануфактурой Англии. Поэтому в ней была сделана большая часть экспериментов в первую половину XVIII столетия. Опыт, приобретенный по отношению к шерсти, пошел в пользу хлопку, механическая обработка которого требует менее трудных подготовительных работ; точно так же в позднейшее время, наоборот, механическая шерстяная промышленность развивалась на основе механического бумагопрядения и бумаготкачества (Маркс, Капитал).

История превращения мануфактурного производства сукон в фабричное с конца XVIII в. до середины XIX в. в полной мере подтверждает это положение Маркса. Челнок-самолет Кея и кардочесальные машины Борна и Пауля, примененные сначала их изобретателями на шерстяных предприятиях, нашли настоящее употребление только в хлопчатобумажной индустрии. Возникновение машинного бумагопрядения в 70-х гг. XVIII в. привело к тому, что с конца 80-х гг. переходят и к машинному прядению шерсти (Первая машина для прядения суконной шерсти была введена в Ланкашире в 1784 г., и в Йоркшире — в 1787 г. Lipson, The history of woolen and worsted industries). «Дженни», ватер и мюль вытесняют к концу века ручное прядение в Йоркшире. «На севере промышленность развилась до такой степени», констатирует один автор в 1791 г., «что сейчас в окружности Лидса, Бредфорда и Гедерсфильда устанавливается не менее чем 70 дополнительных машин». Другой автор отмечает появление фабричной системы в Йоркшире: «Со времени введения машины здесь образовался класс людей, владеющих машинами или фабриками, они имеются теперь у многих хозяев. Вследствие этого сукно из шерсти выделывается гораздо скорее, значительно больше работает ткачей, а для женщин и детей совсем не осталось домашней работы. После того, как шерсть окрашивается мастером, она посылается на фабрику, где при помощи одного или двух рабочих и нескольких детей прочесывается, тростится, выпрядается и приготовляется для станка самым совершенным образом». В таком же духе описывает результаты первых шагов машинной техники в суконной промышленности известный английский агроном-экономист Артур Юнг: «Применение машины (двигателя) для приведения в действие фабричных машин нигде так усиленно не вводится, как в Лидсе: здесь имеется шесть или семь на фабриках и одна в красильной мастерской… С большим удовольствием смотришь на машины для перегонки шерсти, а также для прядения и процессов. Изобретения, сделавшие так много для хлопчатобумажного производства, быстро вводятся здесь для шерстяного» (Васютинский, Разрушители машин в Англии).

Результатом введения машин было огромное повышение производительности труда прядильщика и быстрый рост валовой продукции английской суконной промышленности. «Суконщик больше не обращается к беднякам за пряжей, которую они пряли для него у себя на дому, так как он находит, что 50 человек с помощью машин выполняют столько же работы, сколько 500 человек руками», сообщается в одном памфлете конца XVIII в.

Неудивительно, что этому десятикратному повышению производительности труда соответствует такое же расширение объема производства. Так, в 1738 г. в Англии производилось 1187 тыс. ярдов широких сукон и 405 860 ярдов узких сукон, а в 1800 г. производство широких сукон увеличивается до 9 963 тыс. ярдов, а узких — до 6 014 тыс. ярдов. В одном Вест-Ридинге за 50 лет (с 1740 по 1790 г.) производство узких сукон возросло в 2 ½ раза (с 50 до 140 тыс. кусков) (Lipsоn). «В 1785 г.», говорит Энгельс, «вся шерсть, собранная в течение трех лет, оставалась необработанной; прядильщики не в состоянии были обработать ее, пока они оставались при старой самопрялке. Тогда начали применять прядильные машины для хлопка к прядению шерсти. Потребовались некоторые изменения, после которых это вполне удалось, и тогда шерстяная промышленность стала так же быстро развиваться, как мы это видели в хлопчатобумажной промышленности. Вывоз сырой шерсти увеличился с 7 млн. фунтов (1801 г.) до 42 млн. фунтов (1835 г.). В последнем году работало 1300 шерстяных фабрик с 71 300 рабочих, не считая массы ручных ткачей, которые работали на дому, и набойщиков, красильщиков, белильщиков и т. д. и т. д., которые также косвенно живут обработкой шерсти. Главными центрами этой отрасли промышленности являются Вест-Ридинг в Йоркшире и «Запад Англии» (в особенности Сомерсетшир, Уильтшир и т. д.)» (Маркс и Энгельс). Ремесленные и мануфактурные рабочие суконной промышленности встречали введение машин на первых порах столь же враждебно, как и рабочие хлопчатобумажной индустрии. Так, в 1776 г. в графстве Уильтшир происходили настоящие бунты суконщиков против «Дженни», сопровождавшиеся кровавыми стычками рабочих с полицией. То же имело место в конце 70-х и в начале 80-х гг. в Ноттингеме, Бирмингеме, Шеффильде, Лидсе. В 1803—1805 гг. еще более резкое сопротивление вызвало распространение на ряде фабрик Йоркшира ворсовальных и стригальных машин. (Ure A., The philosophy of manufactures).

К 1800 г. в Йоркшире, наряду с настоящими суконными фабриками, было еще огромное количество мелких кустарных предприятий, производивших, однако, пряжу почти исключительно на «Дженни» и мюль-машине. В производстве камвольных фабричная система точно также обнаруживала еще очень слабые признаки развития. Квалифицированные рабочие, в особенности чесальщики шерсти, довольно успешно отстаивали свою независимость. Попытки капиталистов сломить их сопротивление введением машин не увенчались успехом. Это видно, прежде всего, на примере гребнечесальной машины Картрайта. Изобретенная в 1789 г., она впервые была применена на предприятии самого изобретателя в Донкастере, недалеко от Шеффильда. Экономические выгоды применения новой машины заключались, по словам ее творца, в том, что «три машины, обслуживаемые десятью детьми и одним мастером, прочешут за 12 часов кипу шерсти в 240 фунтов. Но так как для машинного чесания нет надобности ни в масле, ни в огне, то получающаяся отсюда экономия хотя бы на одном только топливе, будет достаточна в общем, чтобы оплатить труд мастера и десяти детей. Таким образом, сберегаемая фабрикантом сумма будет равна тому, во что ему обходится теперь вся операция чесания, выполненная по старому и неудовлетворительному ручному способу» (Манту).

Конструкция машины и принцип ее действия показаны на рисунках а и 6 (Alcan, Traite du travail des laines pelgnees). Питательный аппарат В, устроенный в виде качающейся рамы, которая, по словам изобретателя, по форме и способу действия походит на человеческую руку при ручном накладывании шерсти (а — соответствует плечу, b — локтю, пара валиков с, е — руке), подводит шерсть к рационально-расположенным иглам гребенного колеса А (рис. а).



Рис. а. Гребнечесальная машина Картрайта 1789 г. (по Алькану).
Рис. а. Гребнечесальная машина Картрайта 1789 г. (по Алькану).

Зажатый этими иглами материал расчесывается двигающимся рабочим гребнем С. Чисто расчесанная шерсть проходит через вытяжную пару Е, Е в виде лепты, причем одновременно происходит расческа иглами кольца задних бородок. Очес должен был удаляться из кольца рукой. Рама В приводится в действие ручным кривошипом, а гребенное кольцо — маленьким колесом, зацепляющим за находящиеся на внутренней стенке кольца зубцы. Машина была еще очень несовершенна. Тем не менее, когда в 1794 г. Рамсботам ввел ее на своей фабрике в Бредфорде, опасение ее конкуренции привело, как мы уже отмечали выше, к возмущению чесальщиков шерсти и к приостановке работы машины.

Позднее Картрайт усовершенствовал свое изобретение, придав иглам гребенного кольца А почти перпендикулярное положение (конструктивная особенность, сохранившаяся в последующих конструкциях гребнечесальных машин), а питательному аппарату В — форму большого вращающегося колеса, на окружности которого расположено 8 пар питательных цилиндров с, подводящих шерсть к иглам кольца 8-ю холстами (рис. 6).


Рис. б. Гребнечесальная машина Картрайта (по Алькану).
Рис. б. Гребнечесальная машина Картрайта (по Алькану).

С — рабочий гребень, D — чесальная щетка, направляющая волокна по длине к вытяжным цилиндрам Е, образующим из них непрерывную ленту, уплотняемую прессами Н и идущую затем в приемный таз. Специальная печь служит для нагревания игл гребенного кольца, что способствует улучшению их работы.

На пороге XIX в. технический переворот в шерстяной промышленности только еще начинался. Он растянулся почти на всю первую половину этого столетия. Суконное производство, оттесненное на задний план блестящим подъемом хлопкопрядения, медленно, но неуклонно освобождалось от мануфактурных традиций, регламентов, законодательных установлений, регулировавших труд учеников и подмастерьев, и уступало машинной технике с каждым десятилетием все новые и новые участки технологического процесса.

«Для шерстяной промышленности нет ничего лучшего», резюмировал в 1804 г. один суконный фабрикант общую тенденцию развития этой отрасли, «как следовать самим точным образом по стонам хлопчатобумажной индустрии, ибо край, производящий наилучший товар по наиболее дешевой цене, всегда будет иметь преимущество. Только при помощи усовершенствований можно удержать за собой первое место или завоевать его» (Манту).

Когда машина овладела основными звеньями шерстяного производства? По мнению одного из лучших современных знатоков вопроса, английского экономиста Хитона, по сравнению с хлопчатобумажной индустрией, «в шерстяной прогресс совершался значительно более медленно. Кардование, приготовление ровницы и тонкопрядение превратилось в фабричную работу между 1790 и 1825 гг., и в этот же период были изобретены усовершенствование машины для аппретурных операций. Но ткачество продолжало оставаться уделом ручного станка. Трудность заключалась в слабости пряжи, которая была слишком мягкой, чтобы позволить ускорить в значительной степени быстроту прокидки челнока. Эта трудность обнаруживалась особенно в производстве широких тканей, когда и здесь был впервые введен механический станок. Ввиду этого лучшие куски материй и модные шерстяные ткани вырабатывались значительно лучше и быстрее ручным станком, и потребовалось много усовершенствований как в прядении, так и в ткачестве, прежде чем механический станок мог вытеснить своего предшественника. Таким образом, новый пришелец был едва известен в шерстяной промышленности около 1832 г. и совершил очень медленный прогресс в течение следующих двадцати лет» (Heaton. H., The Yorkshire woolen and worsted industries).

В центре фабричной шерстяной промышленности Вест-Ридинге машинное ткачество получает быстрое развитие только с середины 30-х гг. XIX в. Так, в 1836 г. здесь насчитывалось 2768 механических ткацких станков, а в 1841 г. их было уже 11 458. Через два года количество станков возросло до 16 870, а в 1845 г. достигло внушительной цифры — 19 191.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью Развитие фабричной шерстяной промышленности в Англии?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru