Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Промеж мужа и жены нитки не продернешь.

Рубрика: История ткачества

Кардочесальные машины

Просмотров: 3999


Кардочесальные машины для шерсти, вошедшие в употребление в первую половину XIX в., были теми же машинами, что и в хлопкопрядильном производстве, но специализированными применительно к особенностям обработки шерсти. Однако кардочесание шерсти имеет большее значение, чем хлопковое, так как в суконном производстве шерсть поступает прямо с последней карды на тонкопрядильную машину, и качество нити, таким образом, всецело зависит от равномерности и чистоты прочеса шерсти на кард-машинах.

Суконные кардочесальные машины по своей конструкции являются в рассматриваемый период почти исключительно валичными. В деле их усовершенствования на первом месте стоит французская шерстяная промышленность начала XIX в., сыгравшая также большую роль в развитии гребнечесальных, стригальных, трепальных и ворсовальных машин. Уже в 1783 г. владелец суконной мануфактуры близ Шатору Дислонваль сообщал о том, что ему удалось «применить с успехом к кардочесанию шерсти машину, употребляемую для чесания хлопка». В следующем году в центре французского сукноделия — в Лувье были установлены и хорошо работали несколько кардочесальных машин. Новые конструкция этих машин были предложены в 1788 г. Посье и в 1789 г. Ферраном.

Революция открыла широкий простор для технической деятельности и с 1791 г. изобретения в разных областях шерстяного производства следуют одно за другим. В 1791 г. Сарразен получил патент на кард-машину и трепальную машину. В 1797 г. Луи Мартен сконструировал в Орлеане машину, существенными частями которой были большой цилиндр и ленточная пила с тупыми зубьями, за которые зацеплялась двигавшаяся по поверхности барабана шерстяная масса. Машина выполняла работу 4-5 чесальщиков. В это же время механики Вуд и Хилл усовершенствовали в Лувье английские кардные машины, дававшие очень грубую расческу. Их машина состояла из 16 цилиндров (11 маленьких и 5 больших), соединенных между собой цепной передачей (Ballot). Однако наиболее важные изменения в конструкции кардной машины были произведены в 1803 г. переселившимся во Францию английским инженером и фабрикантом Вильямом Дугласом (Douglas), ставшим пионером французской шерстяной индустрии.

Первая фабрика Дугласа, построенная на острове Лебедей около Парижа, была целиком оборудована машинами. Кардочесание производилось двумя машинами: первой, состоявшей из двух барабанов с тремя валиками над каждым, питательного цилиндра, отделительного цилиндра и съемного гребня, и второй — разделявшей полотно на равные части для получения ровной по всей длине ленты.

Отличие второй машины от первой заключается в том, что ее отделительный цилиндр имеет особые кардные пластинки, «отделенные друг от друга интервалами, одинаковыми и довольно значительными, чтобы дать время каждому полотнищу быть удаленным раньше, чем следующее полотнище вполне отделится от барабана». Отделенная гребнем ватка падала на конец предыдущей, «не образуя ни утолщения ни сужения», и формировавшаяся лента доставлялась бесконечным полотном к сдавливающему цилиндру и воронке, а затем проходила в жестяной таз. Это были прототипы современных загоночной, ваточной (перегонной) и ровничной машин, объединенных у Дугласа в двух механизмах. Шерсть подвергалась кардованию после разрыхления, очищения и смешения ее на волк-машине, называвшейся иначе «дьяволом», В 1810 г. на 100 фабриках в 38 департаментах работало уже 949 различных машин для шерсти, изготовленных Дугласом.

Еще большее значение для французской шерстяной промышленности имела деятельность другого англичанина — Вильяма Кокерилла (Cockerill). После ряда лет работы на ланкаширских прядильнях Кокерилл в 1794 г. покинул Англию, пытался обосноваться в Швеции, но затем переехал в Россию (National Biography). Поддержанный сначала Катериной II, он подвергся гонению при Павле I, сидел даже в тюрьме, но затем был выпущен и переселился в 1798 г. во Францию. К 1800 г. Кокерилл построил ряд машин для шерсти, которые огромный успех и широко распространились во всей Франции, частично вытеснив машины Дугласа. Кардная машина Кокерилла расчесывала в день 68 кг шерсти (Ballot).

В 1804 г. в Англии механиком Годвином (Godwin) была изобретена наличная кардочесальная машина с 5 парами вальцов. Окончательной конструкцией валичной машины первой половины XIX в. была конструкция кард-машины, предложенная в 1835 г. Прайсом.

Развитие машинного кардочесания шерсти в Англии и Франции вызвало изобретение кардонаборных машин, изготовлявших кардные зубья. Первая такая машина была зарегистрирована в 1795 г. в Бостоне (США) неким Амосом Уитмором (Whitmore). В 1809 г. англичанин Стэд (Stead), с одной стороны, и Ратт, Треттон и Вебб — с другой, взяли патент на «делание кард для кардочесания». Аналогичные патенты были получены в 1811 и в 1814 гг. Дайером (Dver). В 1814 г. в Дюссельдорфе была основана первая в Германии фабрика по производству кард машинным путем (Ure, The cotton manufacture).

Одной из важнейших проблем кардочесания суконной шерсти было найти возможность непосредственной переработки ватки, выходящей из кард-машнны, в нить на тонкопрядильной машине. Так как ватка имеет ширину около 1,5 м, то задача сводилась к нахождению способа разделять ватку по ширине на ряд узеньких ленточек, которые круткой на ватере или мюле превращались бы в нить нужной тонины. Эту задачу пытался разрешить еще французский конструктор Луи Мартен в своих патентах 1803 и 1805 гг. на усовершенствованную кард-машину, которую он называл «кардо-прядильным» аппаратом (carde-fileuse). В дальнейшем над этой проблемой работали американские инженеры Джон Гоульдинг (Goulding — патент 1826 г.) и Монфлэри (Montfleury — патент 1837 г.). Эта труднейшая проблема была окончательно разрешена только в 1857-1861 гг. саксонским механиком Эрнстом Гесснером (Gessner) (Jоhannsen, Die Geschichte der Textil Industrie). Изобретенный им делитель ватки в кардной машине произвел настоящий переворот в прядении суконной шерсти. Но изобретение Гесснера было уже продуктом развития текстильной техники во второй половине XIX в. и о нем мы, поэтому, будем говорить дальше.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru