Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Душа — не одежда, наизнанку не вывернешь.

Рубрика: История ткачества

Шотландская система Кендрю-Портхауза

Просмотров: 1147


Начальной датой развития английского, и в частности шотландского льнопрядения, обычно считается 1787 год. В этом году оптиком Джоном Кендрю и портным Томасом Портхаузом из Дарлингтона был взят патент на первую машину для прядения льна (раскладочная машина). Машина состояла из приготовительного, вытяжного и тонкопрядильного аппарата. Разбор текста патента и приложенных к нему чертежей убеждает в том, что основные элементы машины и принцип вытяжки были заимствованы из хлопкопрядильного ватера и мало еще соответствовали специфике льнопрядильного производства.



Раскладочная машина Кендрю и Портхауза (из патента 1787 г.)
Раскладочная машина Кендрю и Портхауза (из патента 1787 г.)

Машина показана на рисунке. Работа на ней ведется следующим образом. Рабочий распластывает на бесконечном полотне прядильный материал (лен, пеньку, паклю или шерсть — последняя указывает на не вполне еще специализированный характер машины) и направляет его к валику В, который подводит ленту на цилиндр А Здесь лента проходит последовательно под всеми валиками К, спускается между валиками G и F, поворачивает над валиком Н и, наконец, входит в металлический таз R.

Питательные валики К, работающие под большой нагрузкой, имеют своим назначением вместе с барабаном задержать ленту и подвести ее к вытяжным валикам F, G, Н, которые вследствие большой скорости вытягивают ленту, в результате чего она, попадая в таз, оказывается в три раза более тонкой, чем первоначальная. Валиками F и G длинные волокна вытягиваются вперед, а короткие снимаются резиновым роликом, помещающимся на валике G. Для того, чтобы лента была непрерывной, рабочий во время вытягивания первой ленты накладывает вторую ленту, соединяя ее с концами первой.

Вытяжные (ленточные) машины (drawing frame), на которых производится сдваивание толстых лент для получения более однородной и тонкой ленты, ничем по своей конструкции не отличались от раскладочных машин, за исключением того, что здесь отсутствовало бесконечное полотно. Дублирование лент производится по способу, который применяется в обычных хлопковых машинах. В зависимости от тонины ленты, цилиндры с питательными валиками делаются разных размеров, так что в первой ленточной машине цилиндр имеет 90 см в диаметре, в каждой последующей меньше, чем в предыдущей, доходя в последней до 61 см. Расстояние между последним питательным валиком К и вытяжными валиками F, G, Н также делается наибольшим (около 23 см) в самом большом цилиндре и наименьшим (около 10 см) — в самом малом; расстояние это, однако, различно, смотря по тому, какова длина волокон льна, пеньки, пакли и шерсти.

Когда процесс дублирования закончен, лента, имеющая предельную для данного назначения тонину, поступает на прядильную машину, общий вид которой показан на рисунке.


Прядильная машина Кендрю Портхауза (из патента 1787 г.)
Прядильная машина Кендрю Портхауза (из патента 1787 г.)

Как легко можно видеть, вытяжной аппарат здесь ничем не отличается от такового же на ленточных и раскладочной машинах. Лента, выходя из таза А, двигается под валиками цилиндра В и вытягивается двумя парами валиков С, нижние из которых сделаны рифлеными железными, верхние — из дерева, покрытого кожей. Они вращаются с быстротой в 6-8 раз большей, чем подающий им ленту цилиндр. На роликах при помощи колеса Е, помещенного на оси желобчатых валиков С, двигается особый ремень. На противоположном конце валиков С зубчатое колесо зацепляет другое зубчатое колесо Н, в свою очередь захватывающее колесо I, которым приводится в движение цилиндр В.

Льняная пряжа скручивается на рогульчатых веретенах, предварительно увлажняясь трением о мокрый ремень (при работе с шерстяной пряжей последняя не приходит в соприкосновение с вращающимся ремнем). Веретена приводятся в действие ремнем от колеса М, которое получает движение от общей фабричной установки.

Легко видеть, что основные моменты в системе механического льнопрядения, предложенной Кендрю и Портхаузом, были заимствованы из хлопкопрядильного ватера. В особенности это относится к вытяжному аппарату. Два рода валиков — рифленые железные и деревянные, покрытые кожей, пропорциональное уменьшение давления при утонении ленты, бесконечное полотно, питающее машину материалом, — все это не представляет собой ничего оригинального. Важным является только увлажнение окончательной ленты перед подачей ее на веретено, но в этой операции не следует, однако, видеть зародышевую форму принципа мокрого прядения: смачивание скручиваемой пряжи применялось давно при работе на самопрялке. В целом система Кендрю и Портхауза не давала радикального разрешения проблемы механического льнопрядения и могла, очевидно, успешно применяться лишь при производстве низких сортов грубой (особенно, пеньковой) пряжи, где сила трения отдельных элементарных волоконцев не должна быть слишком значительной.

Портхауз сконструировал также пенькочесальную машину, подготовлявшую материал для прядения (Borgnis, Tratte complet).

Первая льнопрядильная фабрика была основана изобретателями в 1787 г. в Дарлингтопе у р. Скерн. Она не имела коммерческого успеха и через несколько лет прекратила свое существование. Участники решили тогда открыть индивидуальные предприятия в окрестностях Дарлингтона: Кендрю — около Houghton'a, а Портхауз — возле Coathain'a. Так начало свое существование английское механическое льнопрядение. Все другие предприятия, возникшие в ближайшие годы в Шотландии (в Berwie и Kinnettles) и работавшие по системе Кендрю и Портхауза, обязаны были уплачивать последним (в силу их патента) определенные отчисления от каждой построенной машины (Warden, The linen trade).

Первые шотландские фабрики 20-х гг. были небольшого размера, машины страдали конструктивными недочетами, прядильные мастера не имели в большинстве случаев достаточных познаний в новом деле, капиталы предпринимателей оказывались недостаточными для дорогостоящего оборудования, в результате чего материальный успех не мог сопровождать и не сопровождал первых шагов механического льнопрядения. Технический переворот, подобный тому, который совершился в 70-80-х гг. в хлопчатобумажной промышленности, являлся для льняной еще проблемой будущего.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью Шотландская система Кендрю-Портхауза?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru