Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Была бы куделька, пряслице сделаем, а донце взаймы возьмем.

Рубрика: История ткачества

Машина Маддена

Просмотров: 2445


Совсем другой характер носила изобретательская деятельность Джона Маддена (Madden), который должен быть признан одним из пионеров французского льнопрядения. Англичанин по происхождению, получивший техническое образование в Манчестере, он 1803 г. переселяется во Францию с целью основания здесь бумаго— и льнопрядильных фабрик. Французская промышленность в это время служила весьма выгодным полем для приложения капиталов, в особенности в текстильных ее отраслях; это и привлекало английских механиков, мастеров и предпринимателей, которые, несмотря на внешнеполитические препятствия, распространяли достижения английской фабричной техники на континенте. В период с 1803 по 1813 г. Мадден построил несколько прядильных фабрик для частных лиц, в том числе шерстяную в Барселоне, и организовал собственное предприятие для выделки бумажной и шерстяной пряжи в Страсбурге. В 1807 г. он берет (в компании с Munier) патент на льнопрядильную машину. Последняя состояла из двух аппаратов: 1) для приготовления из льна и пеньки ровницы, 2) для превращения ровницы в тонкую пряжу. Результаты работы машины были, по-видимому, мало удовлетворительны, так как через несколько месяцев (в 1808 г.) Мадден, на этот раз в компании с неким Patrick O'Neal, берет второй патент на машины для производства не только льняной и пеньковой пряжи, но и для прядения гребенной шерсти (la laine peignee) и шелковых оческов (les dechets de soie).



Приготовительная машина Маддена и Патрика О’Нейля (из патента 1808г.)
Приготовительная машина Маддена и Патрика О’Нейля (из патента 1808г.)

Здесь приготовительная машина имеет следующие особенности, отличающие ее от конструкции, описанной в предыдущем патенте. Вместо нескольких пар вытяжных валиков были устроены только две пары сдавливающих цилиндров D, расположенных над валиками С, и большего диаметра. Цилиндры и валики сделаны из дерева; первые имеют рифленую поверхность, последние покрыты кожей. Это нужно было для того, чтобы вытяжной аппарат лучше задерживал рыхлые и нежные шерстяные и шелкоочесочные волокна, также служившие питательным материалом для машины.

Другое нововведение сводится к тому, что материал движется к вытяжным валикам двумя полосами; последние, пройдя через валики С, D, сдваиваются в одну ленту L, которая подвергается вторичной тяжке валиками К. Этим достигалась, по-видимому, большая равномерность ленты по всей длине. Наиболее интересным в данной конструкции следует считать устройство бесконечного полотна не с гладкой, как обычно, а с кардной поверхностью, к которой при помощи деревянных валиков V прижимается двигающийся материал. Последний благодаря этому расчесывается и, быть может, частично выделяет расщепленные элементарные волокна (когда материалом служит лен и пенька), чем облегчается вытяжка ленты. К сожалению, в тексте патента, представляющем лишь перечень элементов машины, ничего не говорится ни об устройстве кардного полотна, ни о его новом назначении, вследствие чего выяснить эффективность этого усовершенствования но представляется возможным. Все же оно содержит в себе в зародыше идею дробления льняной ленты игольчатым способом и с этой стороны имеет для нас несомненный интерес

В целом машина Маддена представляет собой вперед на пути к разрешению проблемы механического льнопрядения и является наиболее интересным аппаратом из всех, применявшихся во Франции в период с 1798 по 1807 г. Но и она подобно всем предшествующим изобретениям в этой области, не преодолела основного недочета тогдашних систем льнопрядения: принцип вытяжки хлопчатобумажной пряжи и здесь переносился без изменения на обработку льна, изменения же касались лишь дополнительных моментов процесса прядения (облегчение вытяжки дроблением ленты кардами) и менее существенных частей конструкции.

Итак, многочисленные попытки создать рациональную конструкцию льнопрядильной машины не дали пока радикального решения проса. Дело в том, что даже при удовлетворительной — с технической стороны — работы некоторых машин необходимость производить ряд сложных подготовительных операций (и в первую очередь тщательную ческу) делала применение их, при низкой цене на крестьянскую льняную пряжу, экономически мало выгодным. Неудивительно поэтому, что всякое новое изобретение в области льнопрядильного производства встречало изрядную долю скептицизма в официальных учреждениях, ведавших делами промышленности. В 1807 г. «Совещательное бюро», например, прямо заявляло, что ему «неизвестно, чтобы этого рода прядение до настоящего времени имело успех, и торговля не ощущает еще выгод, которые она может приобрести, если проблема будет действительно разрешена». Комитет механических искусств Общества поощрения французской промышленности в 1809 г. вообще отрицал какую-либо оригинальность за всеми представленными до этого времени льнопрядильными машинами. «Этого рода машины», — говорится в уже цитированном докладе, сделанном на заседании Комитета 24 мая, «не отличаются по принципу своей работы от машин, употребляемых в прядении хлопка и шерсти». По-видимому, исходя из этих соображений, «Совещательное бюро» не считало больше нужным поощрять техническое творчество в этом направлении и решительно отказывало в денежной помощи изобретателям, просившим ссуды для продолжения начатых опытов.

Понятно, что подобное отношение к новаторам должно было обрекать на печальный конец также и действительно оригинальные изобретения, делавшие решительный шаг на пути к установлению нового принципа механического прядения льна, но которые не могли еще на первых порах убедительно демонстрировать экономические выгоды этого технического принципа.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru