Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом.

Рубрика: История ткачества

Система механического льнопрядения Альфонса Леруа

Просмотров: 67157


В такой обстановке скептицизма и неверия в возможность решения проблемы осталась нереализованной первая попытка создать подлинно льнопрядильную машину. Альфонсу Леруа-сыну (Д. Leroy-fils), незаслуженно забытому современниками и почти совсем неизвестному современным историкам французской техники и промышленности, принадлежит приоритет в деле открытия структурных свойств льняного волокна и конструирования на этой основе новой системы льнопрядения, правда, еще далеко несовершенной. Открытие элементарных волокон льна, которое до сих пор прибивается Филиппу Жирар, впервые было сделано Леруа. Патент, взятый Леруа 20 марта 1807 г., в котором подробно описаны его льнопрядильные машины, представляет поэтому капитальную важность для истории развития принципов механического льнопрядения.

В вводной части патента изобретатель дает теоретическое обоснование и излагает те новые моменты, на которых основана его система.

«Новая система прядения», говорится здесь, «основывается от таковых в прядении хлопка; эти принципы были мною установлены глубоким наблюдением над свойствами льна и пеньки». В противоположность коротким, эластичным и спиралеобразным волокнам хлопка «лен и пенька есть волокна жесткие (roides), прямые (droites), по природе камедистые (d'une natur gommeus) и составленные из бесконечного количества (d'un nombre infini) маленьких волоконец, склеенных и лежащих слоями друг на друге (agglutinees et superposees les unes sur les autres). Под влиянием сухого воздуха эти волоконца стремятся разделиться одни от других, отделяясь в форме расходящейся кисти (la forme de pinceaux divergents). Длина маленьких волокон различна для разных волокон каждого пучка льна».

После изложения общих соображений Леруа останавливается дальше на основных моментах процесса прядения. Исходя из установленной им структуры волокон и считая главной задачей осуществление механического расщепления элементарных волокон, он вводит в конструкцию приготовительного станка игольчатый барабан и располагает сдавливающие и вытяжные валики таким образом, чтобы после раздробления волокон иглами барабана обеспечить наилучшие условия для скольжения коротких волокон друг над другом и тем самым достигнуть нужной степени вытяжки.

Новая система отличается от «всех видов непрерывного прядения» именно в этих «двух капитальных отношениях». «Во-первых… иглы барабана в моем станке», говорит изобретатель, «суть только посредники для отделения волокон, между тем как в хлопке и шерсти зубья карды выполняют одновременно функцию расчесывания и вытягивания. Во-вторых, …я установил в моей прядильной системе промежуточные давления, при помощи которых я заставляю лен и пеньку скользить».

Процесс прядения на машинах Леруа слагается из работы нескольких ленточных и одной тонкопрядильной машины. В первой ленточной машине (рис. а и 6), являющейся (по более поздней английской терминологии) раскладочной, на бесконечном полотне N, вращающемся на валиках, располагают несколько пучков волокон следующим образом (Для регулирования степени натяжения бесконечного полотна служит подставка Q с винтом): пучок льна, растягиваемый за конца руками, удлиняют на одну треть, затем вторично, зажав и сначала один из концов, а затем другой, производят удлинение еще на одну треть, повторяя эту операцию два раза. В результате первоначальный пучок волокон оказывается удлиненным в два раза. Будучи помещен на полотне, он покрывается таким же образом приготовленными другими пучками: нагрузка полотна производится непрерывно в течение всего рабочего периода.



Рис. а. Ленточная машина Леруа (из патента 1807 г.).
Рис. а. Ленточная машина Леруа (из патента 1807 г.).

От полотна лен идет к воронке L, придающей ему форму ленты, увлекается питательными валиками К, из которых верхний покрыт кожей, а нижний сделан рифленым. По выходе оттуда лента проходит через медное корыто S и идет на барабан А, представляющий собой главную по значению часть машины. Барабан на всей своей поверхности имеет 36 чесальных гребней D — С (изображенных отдельно на рис. 6). Острые стальные иглы расположены на гребне не сплошь, а с промежутками для направления льна на гребни воробой В (lanterne).


Рис. б. Ленточная машина Леруа (из патента 1807 г.).
Рис. б. Ленточная машина Леруа (из патента 1807 г.).

В первой ленточной машине каждый гребень имеет 48 игл, длиной в 10 линий, во второй — 72, длиной в 8 линий, и в третьей — 120 длиной в 6 линий каждая, причем иглы каждой следующей машины тоньше, чем иглы предыдущей. Ширина гребней для первого барабана — 30 линий, для второго и третьего — 27. В промежутках между группами игл имеются маленькие катушки f (из меди), назначение которых — препятствовать стержням воробы В скользить по льну. Воробы В вращаются в деревянных или железных вилках, сходящихся в общей точке F, вокруг который и происходит движение вилок, управляемых дугами G при помощи винта b. Благодаря этому приспособлению можно перемещать воробу по различным участкам поверхности барабана. Для лучшего прижимания осей воробы служат грузы Н.

Расчесанная иглами барабана первой машины (rubaneur en grcs), лента направляется затем через корыто R к паре вытяжных цилиндров а. Нижний из этих цилиндров вращается в 6 раз быстрее, чем барабан (условие, необходимое для получения достаточной вытяжки) и приводится в движение рукояткой Е. Пропущенная через последнюю пару вытяжных валиков, лента поступает в круглый жестяной таз. Когда один таз заполнен, ленту обрывают и начинают заполнять другой таз; 4 таких ленты сдваиваются и образуют одну ленту во второй ленточной машине; 4 новые ленты, в свою очередь, вставляют одну в третьей ленточной машине. Вследствие этого окончательная лента будет составлена из 16 первоначальных.

Вторая и третья ленточные машины (le premier et deuxieme rubaneurs en fin) устроены так же, как и первая, за исключением иных размеров игл у гребней, иного взаимного положения гребней и замены бесконечного полотна воронкой (рис. а), через которую пропускается изготовленная на предыдущей машине льняная лента, подвергающаяся затем всем указанным выше операциям. Для получения номеров пряжи выше 90 необходимо увеличить количество ленточных машин и применить значительно большее количество раз предварительное вытягивание льна. Затем ленту подвергают легкому кручению, заставляя ее спускаться в жестяной конический таз (une lanterne de fer blanc), расположенный над третьей парой вытяжных цилиндров. Степень крутки должна меняться в соответствии с толщиной приготовляемой пряжи и естественной длиной данного сорта льна. Так, например, лента, приготовленная из льна в 14-15 дюймов длиной и предназначенная для пряжи № 20, получает 1 крутку на 4 дюйма.

Движение отдельных частей машины осуществляется следующим образом. Маленькое колесо на оси рукоятки Е передает при помощи шнура движение большому колесу U, на котором сидит шкив X. Последний сообщает движение тем же способом колесу Y, расположенному на конце оси барабана. Колесо Y соединено шнуром с колесом Z и дальше с питательными валиками и цилиндрами бесконечной цепи. Барабан, питательные валики и воробы имеют одинаковую скорость вращения, в 6 раз меньшую, чем скорость вытяжных цилиндров.

Прядильная машина Леруа, представленная на рисунке, состоит из серии цилиндров и 12 веретен с катушками, расположенными на расстоянии 12 дюймов друг от друга. Скорости 6 пар вытяжных цилиндров g, h, i, j, h и f различны и относятся между собой как 1 : 1 1/6 : 1 2/6: 1 3/6 : 1 4/6 : 12. Эти цилиндры называются промежуточными (intermediaires), так как их назначение — ослаблять (moderer) вытяжку и препятствовать тому, чтобы длинные волокна увлекали за собой короткие. В промежутках между цилиндрами устанавливаются обычно корыта I, препятствующие уклонению в сторону проходящей ленты. Передние цилиндры f (2 дюйма в диаметре) сделаны рифлеными и во избежание разрыва ленты покрыты гладкой кожей; задние и промежуточные цилиндры — деревянные, обитые кожей. На каждом цилиндре вращаются деревянные, покрытые кожей валики.


Прядильная машина Леруа (из патента 1807 г.).
Прядильная машина Леруа (из патента 1807 г.).

Прижимание друг к другу обоих цилиндров каждой пары производится при помощи специально подобранных грузов различного веса. При изготовлении пряжи, начиная с № 30 и выше, нить, прежде чем быть скрученной рогулькой и намотанной катушкой, должна во избежание разрыва пропускаться через особый ролик.

Проходя через рогульку, пряжа касается смачивающих шкивов (poulies continuellement humectees), которые приклеивают отдельные кончики волокон и сообщают ей таким образом блеск, делающий ее совершенно схожей с нитью, произведенной вручную.

Знакомство с конструкцией и принципом действия машин Леруа приводит нас к выводу, что именно его система окончательно установила первый из двух кардинальных принципов, на которых базируется механическое льнопрядение эпохи капитализма, а именно: принцип создания «поля трения» между элементарными волоконцами для последующей их параллелизации и равномерной вытяжка путем дробления ленты иглами гребней барабана.

В машине Томпсона гребни, как мы видели, выполняли функцию чески и применялись для обработки пеньки, а не льна и не преследовали цели облегчения большой вытяжки; в аппаратах Маддена иглы производили действие, аналогичное действию хлопчатобумажной карды. Леруа же, первый раскрывший специфические структурные свойства льняного волокна, вложил в старое техническое средство новое содержание, дав совершенно иное назначение игольчатым гребням. Последние осуществляют механическое расщепление волокон ленты и обеспечивают удлинение ее в 6 раз в пределах одной машины. Благодаря этому оказывалось возможным легко производить пряжу средних номеров (№№ 30-40). Приемы дублирования и вытягивания, введенные Леруа, почти полностью сохраняются в последующей практике фабрик машинного прядения льна. Рациональная конструкция и удачное взаимное расположение вытяжных и питательных валиков ленточных и тонкопрядильных машин французского изобретателя также относится к числу достоинств, способствующих максимальной (при «сухом» методе) вытяжке.

К сожалению, правильно сформулировав основную задачу машинного льнопрядения, Леруа пошел по пути ее разрешения одними механическими средствами, совершенно оставив в стороне возможности химического растворения камедистого вещества: действие сухого воздуха, учитываемое в патенте, играет с интересующей нас точки зрения второстепенную роли, а смачивание водой пряжи, направляемой на рогульку, копирует лишь старый прием самопрялочного прядения, введенный уже в машинах Кендрю и Портхауза в Англии и в приготовительном станке Маддена во Франции. Между тем окончательное размягчение склеивающего вещества элементарных волокон невозможно без участия химических процессов. Вот почему при производстве высоких номеров пряжи, где требуется очень быстрое и свободное скольжение волокон друг над другом, чисто механическими аппаратами нельзя было достигнуть нужной степени вытяжки, и задача оказывалась по-прежнему трудно разрешимой. Но для изготовления пряжи приблизительно до 40 номера машины Леруа отвечали всем необходимым техническим условиям производства.

Практическое применение машин Леруа явилось бы не только начальной вехой развития механического льнопрядения во Франции, но и демонстрацией победы машинной техники в льняной промышленности вообще. Но Леруа не удалось реализовать свое изобретение, хотя его проект заинтересовал торгово-промышленные круги. Несмотря на очевидную новизну изобретения, представлявшего решительный шаг по пути к полному разрешению проблемы механического льнопрядения, на рекомендацию машин сенатором Франсуа Невшато самому Наполеону, на положительные отзывы о ней известных ученых Монжа и Жозефа Монгольфье и, наконец, на одобрение Комитета механических искусств, — «Совещательное бюро» отказало Леруа в выдаче 2500-3000 франков для постановки дела в таких размерах, чтобы можно было массовой фабрикацией дешевой льняной пряжи убедить мануфактуристов в преимуществах новых льнопрядильных машин.

Та же участь постигла, между прочим, и некоего De Gand, причем мотивировка отказа сводилась в обоих случаях к недоказанности экономической рентабельности машин. Таким образом, бюро стало на совершенно определенную точку зрения отказа в помощи изобретателям, машины которых не доказали еще своей практической жизнеспособности. Между тем и развитие внешнеполитических событии и изменившееся экономическое положение французской промышленности все больше и больше выдвигали задачу технического перевооружения льнопрядения как одну из важнейших хозяйкиных задач, стоявших перед национальной индустрией Франции.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru