Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.

Рубрика: История ткачества

Различия тканей от времени их изготовления

Просмотров: 1646

Рассмотрим ткани, найденные при археологических раскопках в Самарканде и его окрестностях, по времени их изготовления.

В лаборатории научно-художественной реставрации Института искусствознания нами исследовались ткани X в., найденные Ш. С. Ташходжаевым в 1968 г. на Афрасиабе. В них находился кладик монет, помещенный в керамический глазурованный кувшинчик. Монеты различного достоинства были завернуты в три небольших прямоугольных кусочка ткани и помещены в мешочек, завязанный шнурком. Мешочек по бокам был сшит швом вперед иглой стежками длиной 1,5мм с расстоянием между ними 2 мм, низ мешочка разрушен. Размеры прямоугольных кусочков ткани таковы: № 1—10x14 см, № 2—5,5 X 11,7 см, № 3—8,0 X 10см. Характеристика волокон и тканей следующая:

Кусочек ткани Число нитей на 1 см2, основа/уток Диаметр нитей, мкр, основа/уток
1 25/22 16-36/19-36
2 12/12 45-70/69-85
3 21/21 36-45/35-47
Мешочек 21/21 30-40/30-60

П р и м е ч а н и е. Шнур диаметром 1,5 мм скручен из двух нитей.

Переплетение нитей во всех образцах полотняное. Ткань не окрашена. По микроскопической картине волокно типично хлопковое, извитость его сравнительно небольшая, напоминает местный хлопок гузу. Приводим для сравнения характеристику кустарной маты (1944 г.) и современного миткаля:
Ткань Число нитей на 1 см2, основа/уток Диаметр нитей, мкр, основа/уток
Мата 11/10 47-96/51-78
Миткаль 22/23 30-40/31-42

Сравнивая данные анализы, видим, что образцы 1, 3 и мешочек имеют фактуру, близкую к современному миткалю, я образец 2 напоминает кустарную мату.

Наибольшее число фрагментов тканей XV в. найдено в 1941 г. при раскопках в Гур-Эмире. Определение тканей производил В. Н. Кононов. Некоторые данные об этих тканях приводим по статье В. А. Шишкина (В. А. Шишкин. Гур-Эмир. Научные труды ТашГУ, вып. 232, Археология и антропология. Ташкент, 1964).

В захоронении Шахруха обнаружены остатки синего с белым шерстяного покрывала; такого же типа было покрывало на гробе Тимура, оно было сделано из двух типов ткани — из черной шелковой, вышитой золотом, и шелковой гладкой черной; найдены фрагменты синей ткани на саркофаге Улугбека. Одежда Улугбека состояла из остатков рубашки, штанов из полушелковой ткани и шелкового пояса. Растительные волокна исчезли, видимо, они были хлопковыми.

Относительно цвета одежды В. Л. Шишкин сообщает, что рубашка имела золотисто-коричневый цвет и, по мнению В. Н. Кононова, первоначально была желтой; пояс был желтый с зеленым орнаментом; штаны якобы имели грязно-синий цвет, а первоначально зеленый, шелк в них был легким.

В. Н. Кононов показывал фрагмент ткани штанов автору данной статьи. По нашему мнению, зеленые нити основы толстые и, следовательно, шелк был плотным. В. Н. Канонов предположил, что зеленый цвет ткани объяснился разрушением индиго, первоначальный цвет штанов синий; видима, это ткань китайского происхождения. Растительные же волокна полушелковых тканей, возможно, действительно были хлопковыми. В. Н. Кононов отмечал также, что, судя по волокнам савана, он сделан из рами.

Великая Отечественная война прервала исследование тканей, начатое В. Н. Кононовым. Их детальное изучение следует продолжить.

В 1958 г. Б. Н. Kононов исследовал остатки савана из детского погребения в мавзолее XV в. Ишратхана (В. Н. Кононов. Анализ ткани савана из детского погребения в склепе Ишратхана, в кн.: Мавзолей Ишратхана. Ташкент, 1958). Фрагмент исследованной ткани состоял из трех частей. Диаметр волокон шелка, из которых состояла нить, 8—10 мкр, ткань узорная, коричневого цвета. На основании характерных изменений ткани и отсутствия реакции на другие красящие вещества В. Н. Кононов предположил, что ткань по всей вероятности имела насыщенный розовый цвет, т. е. была окрашена сафлором (Лепестки цветков сафлора (Carthamus tinetorius) с глубокой древности использовались для окраски тканей в розовый цвет и для косметических целей. Ибн Cина упоминает о его медицинском применении. Несмотря на непрочность содержащегося в нем красителя картамина и его малое содрржание в лепестках (0,3—0,6%), сафлор пользовался большим успехом благодаря красивому розовому цвету и простоте способа крашения (окраска идет почти на ходу). Из-за дороговизны сафлором окрашивали преимущественно шелк. Сафлор культивировался в Средней Азии, Индии, Китае, Японии, Египте и многих других странах. Он применялся также как масличное растение и с этой целью культивируется и в настоящее время. И. П. Петрушевский сообщает о нем только как о масличном растении (см. И. И. Петрушевский. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII—XIV вв., М, 1960, стр. 192), но иранские энциклопедии содержат много рецептов крашения сафлором. Плантации сафлора в настоящее время имеются под Ташкентом в ВИРе и на богарных землях Института земледелия (Галля-арал). Имеется также сорт гератского сафлара). Обследованную ткань В. Н. Kононов считал китайской по сходству с древними монгольскими тканями китайского производства, хранящимися в Государственном Эрмитаже, и по аналогии с тканями из археологических раскопок А. Н. Бернштама и Г. И. Сосновского в Казахстане.

В лаборатории Института искусствознания им. Хамзы исследованы ткани из мавзолея XV в. Эмира Бурундука из комплекса Шахи-Зинда. Они были взяты из трех мест халатика захороненного ребенка и из слежавшихся волокон материала, которым он был покрыт. Образец № 1 с подкладки халатика представляет собой тонкую гладкую ткань коричневато-желтого цвета: № 2, с верхней части халатика, — фрагмент желтоватой просвечивающей ткани с вытканными узорчатыми полосками, состоящими из ромбиков, разделенных двумя черточками; № 3 — коричневая тонкая ткань из подшивки халатика; № 4 — волокна и нити из толстого пласта слежавшегося материала темно-желтого цвета.

Волокна всех образцов легко растворяются в 80%-ной серной кислоте, концентрированной соляной кислоте и щелочах. Следовательно, по растворимости они представляют собой шелк. При сожжении волокна плавятся, образуя характерный шарик на конце, свойственный шелку.

Ткань испытуемых образцов настолько минерализована, что после прокаливания при рассматривании золы в микроскоп она сохраняет решетку переплетенных волокон. Цвет золы при медленном прокаливании при невысокой температуре розоватый, переходящий в белый. Общее количество золы 10%. В ней имеются следы железа. В таблице даны результаты микроскопического исследования тканей.
Номер образца Переплетение нитей Число нитей на 1 см2, основа/уток Диаметр нитей, мкр, основа/уток
1 Полотняное 40/30 15-24/20-24
2 ? 35-37/37-39 20-24/20-27
3 ? 48/42-43 11-20/18-24
4 Вытянутые параллельные нити, в некоторых местах пересеченные несколькими поперечными волокнами Нити разные Нити разные

Для сравнения дадим характеристику образца кустарного ташкентского шелка (1944 г.): переплетение полотняное, число нитей (на 1 см2) основы — 36, yтка — 20, диаметр нитей (в мкр) основы — 45, утка — 25.
Как видим из приведенных данных, испытуемые образцы средневековой шелковой ткани были тоньше кустарного шелка 1944 г.

Возможно, в образце № 4 поперечные нити растительных волокон исчезли, как это было в тканях Гур-Эмира, и остались только продольные нити частично разрушенного шелка.

При рассматривании в микроскоп внешнего вида волокон тканей образцы № 1, 2, 3 сильно отличались от пласта слежавшегося материала. Первые имели гладкое строение, а у второго канал был окаймлен толстыми неравными стенками. Судя по толщине пласта слежавшихся волокон, это не остатки обычных тканей, а скорее всего разрушившееся шелковое или полушелковое oдеяльце, заполненное шелком-сырцом или полусырцом вместо ваты.

Вернуться к статье Исследования средневековых тканей Самарканда

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью Различия тканей от времени их изготовления?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru