Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
В красный день и прясть ленно.

Рубрика: История ткачества

Исследование красящих веществ

Просмотров: 2762

Следующим этапом нашей работы было исследование красящих веществ на испытуемых волокнах.

Прежде всего требовалось выяснить, были ли нити образцов № 1, 2, 3 первоначально окрашены в буровато-желтый и коричневый цвета или они стали такими от времени. Красильное сырье, которым окрашивали в эти цвета, было дешевым, и потому повсеместно эта окраска была символом отречения от мирских богатств. При исследовании захоронений знатных лиц следует тщательно проверить, не является ли буро-желтый или коричневый цвет ткани результатом изменения сафлора, пурпура пли даже кинсвари (сернистая ртуть), которая, несмотря на минеральное происхождение, может встречаться на китайских тканях. Примером может служить узорный шелковый тюль из Пазырыкских курганов. Ни для Средней Азии, ни для Ирана нет описания такого способа крашения. Испытуемые образцы были просмотрены в люминесцентном аппарате ЛЮМ-1 (лампа ПРК-8). Окрашенная киноварью ткань в ультрафиолетовых лучах имела бы черный цвет, в нашем же случае бурожелтые образцы приобрели желтовато-розовый, а коричневый образец — красноватый оттенки. При параллельном рассматривании в ультрафиолетовых лучах образцов шелка, окрашенных нами сафлором, их цвет становился ярким желтовато-розовым; наш образец напоминал загрязненный сафлор.

Для получения коричневого цвета могут быть использованы протравные красители: ореховый околоплодник по алюминиевой протраве, но это ценное сырье обычно употреблялось для получения красного цвета. При наличии на волокнах красящих веществ этих видов красильного сырья oни после кипячения с 2%-ной соляной кислотой для разрушения протравы извлекаются органическими растворителями: эфиром, бензолом, этилацетатом и др. Наши же испытуемые образцы тканей при кипячении с 2%-ной соляной кислотой не изменяли своего цвета, не окрашивали солянокислого раствора, и красители не извлекались органическими растворителями. Кроме этого обработанные соляной кислотой волокна только слегка темнели под влиянием щелочей и не приобретали фиолетового цвета того или иного оттенка. Следовательно, окраска мареной, кермесом и другими протравными красителями исключается.

Коричневый цвет, как мы это наблюдали на коптских образцах Эрмитажа, может явиться следствием частичного разрушения пурпура. Наши образцы № 1, 2, 3 были обработаны 10%-ным раствором аммиака с добавлением порошка гидросульфита (Na2S2O4) по способу, применявшемуся Р. Пфистером. Образцы светлели, раствор становился желтоватым, но погруженные в него пробные белые нити не окрашивались и не приобретали при извлечении на воздух ни синеватого, ни фиолетового цвета. Следовательно, испытуемые образцы не были окрашены пурпуром.

Учитывая свойство окрашенных сафлором тканей приобретать в условиях захоронения буро-желтый или коричневый цвет в зависимости от интенсивности первоначальной окраски, а также полученное нами изменение цвета в ультрафиолетовых лучах, мы исследовали наши образцы на присутствие на них красителя сафлора картамина.

Характерной реакцией на картамин является растворение его в 2%-ном растворе соды (Na2CO3) и обратное выделение красного красителя на погруженные в раствор волокна после добавления в него уксусной или лимонной кислоты. Эта реакция используется для крашения сафлором. Кроме того, сафлор извлекается с волокон 25%-ным растворам аммиака и дает красные растворы в концентрированной H2SO4. Картамин не растворяется в эфире, бензоле, этилацетате, он растворим в горячем этиловом спирте и пиридине.

Образцы № 1, 2 концентрированную серную кислоту окрашивали в оранжевый, а образец № 3 в желтовато-красный цвет. При нейтрализации этих растворов 10%-ным NaOH краситель извлекался пиридином. 25%-ный раствор аммиака и слабые растворы NaOH и Na2CO3 давали желтые растворы, незначительно изменяя окраску волокон. На промытой водой и спиртом остроконечной полоске фильтровальной бумаги (клин В. Н. Кононова (Е. Ф. Федорович. Методика исследования археологических тканей, «Советская археология», 1965)) при ее многократном погружении и высушивании удалось выявить две черточки — верхнюю желтую и нижнюю розовую. Последняя снова превращалась в желтую при помещении ее над парами аммиака и вновь становилась розовой при внесении в пары уксусной кислоты. Следовательно, хотя большая часть картамина необратима изменяется, все же удаётся уловить его следы. Эта реакция была отчетливой на сравнительно свежем раскопочном материале, но после хранения в шкафу в течение трех лет стала слабой.

На основании этой реакции и характерного изменения цвета испытуемых образцов в ультрафиолетовых лучах мы полагаем, что на них присутствовал картамин. Однако для окончательного решения, какого цвета была ткань — розового или оранжевого, надо выяснить, не было ли на ней каких-либо желтых измененных красителей, например, куркумина. Это требует дальнейшего изучения, так как характер изменения куркумина в условиях захоронения пока неизвестен. Если удастся установить, что коричневое нерастворимое вещество — продукт изменения только одного картамина, то ткань была розовая с узором вишневого цвета. Хотя превращенный картамин найден на многих древних тканях (пещеры Мертвого моря, египетские пирамиды и предположительно в Ишратхане), но его реакции и способы извлечения с тканей недостаточно изучены.

О рецептах крашения как одним сафлором, так и в смеси с куркумой (Curcuma sp.) имеются сообщения в энциклопедии таджикского автора XIX в. Ваджид-Али (Ваджид-Али. Восход наук. Персидск. текст. Литограф. изд., Канпур, 1889), которые, несомненно, восходят к каким-то традиционным древним способам. О крашении сафлором среднеазиатскими красильщиками сообщается и в дореволюционных русских источниках.

Число рассмотренных нами фрагментов средневековых тканей невелико, но даже они дают представление о высоком уровне материальной культуры средневекового Самарканда. Для более полного изучения текстильного ремесла этого периода требуются исследования материала, имеющегося в различных местах, а также расширение археологических раскопок и поисков среднеазиатских тканей за рубежом.

Вернуться к статье Исследования средневековых тканей Самарканда

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru