Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Рубрика: История ткачества

Крашение

Просмотров: 3425

Если происхождение основных областей текстильного производства — прядения и ткачества, опирающихся на механические орудия, мы можем восстановить в довольно последовательной связи, то о технике крашения тканей, имеющей дело с химической аппаратурой и химическими веществами, мы знаем гораздо меньше.

Несомненно, что первоначально переход от простой одежды к крашеной был связан с развитием разнообразных форм татуировки тела, служившей целям украшения. Приемы окраски тела переносились в дальнейшем на одежду, и это стало принимать систематический характер с появлением тканей в качестве постоянного вида одежды.

Мы должны различать разрисовку материи от ее крашения, причем первая, по-видимому, зародилась раньше, чем второе.

Из минеральных красок наиболее распространенным был красный глинистый железняк, находившийся в большом количестве на поверхности земли, и некоторые другие цветные минералы.

Древним китайцам (приблизительно за 4000 лет до нашей эры) были известны некоторые красители естественного и животного происхождения, например, растительное индиго, кермес (красный краситель, входящий в один из видов червеца) и так называемый китайский зеленый или локао, встречающийся в некоторых разновидностях крушины и принадлежащий, согласно новейшим исследованиям, к флавоновым производным.

Черной краской для тканей, как показывают микроскопические анализы остатков древних материй, служил растертый уголь, смешанный с жиром, или черные споры грибов. Желтая краска добывалась из дикой резеды, синяя — из растения, известного под названием синильника. По свидетельству Геродота (V век до нашей эры) племена, населявшие в то время Кавказ, употребляли в качестве красильного вещества раздавленные и растертые в воде листья, содержащие, по-видимому, какие-то бродящие жидкости. В качестве клеющих веществ (прикрепляющих красок) пользовались жирами и различными соками растений, содержащими сахар.

Разрисовка начала применяться, как это показывают современные этнографические данные, еще в эпоху дикости. Одежда из шкур, коры и плетеных материалов часто покрывалась вместе с телом человека различными изображениями птиц, зверей, растений, предметов обихода, просто узорами. Целиком пропитывать краской эти материалы было невозможно, задача эта стала выполнимой только с развитием производства тканей из волокнистой пряжи. Наилучшим образом требованиям стойкости окраски удовлетворяли хлопчатобумажные ткани; поэтому, наибольшие достижения в красильном деле мы наблюдаем у народов жарких климатических поясов, давно знакомых с культурой хлопчатника. Малая Азия, Египет и, в особенности, Индия являются, по-видимому, родиной разрисованных и крашеных тканей, распространившихся отсюда по всему культурному Востоку и в страны южной Европы.

Вероятно здесь, как и в Китае и Японии, зародились первые способы набивки тканей, то есть нанесения на них стандартных рисунков путем специальной подготовки подлежащих окраске и неокрашиваемых мест. Переход к этим методам от простого вырисовывания всех линий узора вызвал огромное повышение производительности труда красильщика. Едва ли не самым древним был способ так называемой восковой набивки, при которой заливаются воском отдельные места ткани, остающиеся неокрашенными при опускании последней в красильный чан и образующие либо белый узор, либо канву для узора, получаемого из окрашенных мест.

Другой, распространенный главным образом в южной Азии прием носит название бандана и заключается в завязывании при помощи узелков тех мест ткани, которые желают предохранить в дальнейшем от действия краски. При этом уже после нанесения узора одной краской можно новой комбинацией узелков и последующим опусканием ткани в чан со второй краской получить другой по цвету и форме узор. Этот метод позволял производить разноцветные ткани, отличавшиеся порою высокими художественными достоинствами.

Способы восковой набивки и бандана в настоящее время применяются малайскими племенами на острове Суматра и острове Ява. Первый способ широко распространен и в современной Индии. Узорчатые ткани, изготовленные при помощи восковой набивки, называются в Японии «шибори», а на острове Ява — «икат».

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru