Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Больше мастерства нет драгоценности.

Рубрика: История ткачества

Ручной осново-вязальный станок

Просмотров: 10367

В 70-х гг. XVIII в., когда кулирное вязание начало переходить, на машинную технику, возникает новый участок вязального производства — изготовление осново-трикотажных тканей или основное вязание.

Его отличительная особенность заключается в одновременной работе не одной нитью (как в кулирном вязании), а многими, составлявшими основу и переплетавшимися для образования петель друг с другом, что позволяет здесь провести аналогию с техникой ткачества. Для образования узоров применялись водки, укрепленные на передвигающейся планке. Обычно четыре планки помещались перед и под иглами. Так как нити располагаются в продольном направлении, появляется возможность образовывать, как и в ткачестве, продольные полосы, а также создавать путем перебора нитей: сетчатые рисунки, для чего в кулирном вязании требуются специальные приспособления.

Вопрос о первом практически действовавшем осново-трикотажном станке не вполне ясен: одни исследователи (Гермштедт) считают его французским изобретением и датируют 1780 г., другие (Felkin, W. A history of the machine-wrought hosiery and lace manufactures, London. 1867) приписывают его англичанину Крэну (Crane) из Ноттингэма, и относят его к 1768 г. По третьей версии станок был изобретен неким голландцем по имени Вандейк (Vandyke). Во всяком случае, в середине 70-х гг. XVIII в. первенство на изобретение станка оспаривало пять человек, что свидетельствует о том, что разрешение новой проблемы явились результатом коллективного творчества ряда лиц, из которых наибольших успехов, по-видимому, достиг упомянутый Крэн, в 1768 г., сконструировавший станок для ажурной вязки, а около 1775 г. — осново-трикотажиый станок, начавший вырабатывать новый сорт вязаных изделий.

Главной отличительной частью осново-трикотажных станков, по сравнению с кулирными, являются ушковые иглы, через ушко которых продеты нити основы. Особая поперечина — водок, на которой укреплены ушковые иглы, позволяет при своих подъемах, опусканиях и перемещениях сразу производить на всех нитях изгибы, необходимые для образования петель (эта операция в кулирных станках осуществлялась при помоши носиков — крючков). Сначала водок поднимает ушковые иглы с нитями над спицами, перемещает их в сторону на одну спицу и опять опускает, вследствие чего нити располагаются изгибами над иглами. Затем этот ряд изгибов, захватываемых впадинами крючков, отводится назад на спицы. Следующая операция — прокладка нового ряда петель под спицами — достигается перемещением водка на расстояние одной или нескольких спиц так, чтобы ушковые иглы занимали положение под спицами. После этого поднятием водка с иглами вверх, перемещением на расстояние одной спицы и опусканием игл производится прокладка нитей над спицами. Теперь необходимо передвинуть все платины вперед, в результате чего выдвинутые вперед новые петли окажутся под платинами, а старые — далеко позади. Опусканием пресса новые петли запираются под загибами спиц и при новом передвижении платин вперед принимают на себя старый ряд петель, повисающий на новом. Следующие ряды петель наносятся подобным же образом, причем каждая новая петля будет висеть над старой. В гладком основном вязании петли соединяются друг с другом при помощи косой нити, вследствие чего они оказываются лежащими в двух различных рядах, в то время как при кулирном вязании соседние петли, соединенные горизонтальной дугой, лежат в одной горизонтальной плоскости.

Опускание и поднятие водка в ручных ос ново-вязальных станках производилось посредством подножки, боковое же перемещение — при помощи платинного бруса. Первоначально брус приводился в действие ручным способом: рабочий вращал взад и вперед зубчатое колесо, сцепленное с зубчатой рейкой, заставлявшей двигаться водок с ушковыми иглами. Неудобство ручного колеса заключалось в том, что оно требовало от рабочего исключительной точности, так как малейшая небрежность с его стороны влекла за собой существенные пороки в образовывавшихся рядах петель. Поэтому станок могли обслуживать только очень квалифицированные мастера.

Как и в других областях промышленности, тенденцией развития капиталистической машинной техники была и здесь автоматизации отдельных операций, покоившихся еще на личном искусстве рабочего, и низведение последнего до положения простого придатка к машине. К этому побуждало капиталистов-предпринимателей прежде всего решительное сопротивление, которое оказывали в конце XVIII в. вязальщики-ремесленники введению механических вязальных станков, становившихся в руках фабрикантов орудием полного закабалении отстаивавших еще свою самостоятельность мастеров вязального дела.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru