Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ковры семи шелков, а рубаха и не прядена.

Рубрика: История ткачества

Швейная машина

Просмотров: 2990


Первые попытки создания швейной машины относятся к концу XVIII в. В 1790 г. Томасу Сенту был выдан патент на швейную машину с цепным швом, предназначенную для сапожного производства. Машина имела иглу и шило для проколки (спереди), поднимавшиеся и опускавшиеся при по моим эксцентрических дисков.



Швейная машина Сента 1790 г.
Швейная машина Сента 1790 г.

Материал натягивался винтовым шпинделем на специальные салазки и после каждого стежка требовалось передвижение его по направлению к игле. Это сильно снижало производительность машины и делало ее применение мало выгодным. Не имели успеха и последующие конструкции швейных машин Стона и Гендерсона (1804) и Мадерепергера (1814), применивших заостренную с обоих концов и с ушком посередине иглу, пропускавшуюся через материал попеременно сверху и снизу. Через несколько лет Мадерспергер усовершенствовал машину, устроив две иглы с ушками у острия, причем нити обеих игл образовывали петлю, через которую пропускалась третья нить. О применении этой машины никаких сведений, однако, нет. Большего успеха достиг француз Тимонье, построивший и запатентовавший около 1830 г. деревянную швейную машину, в которой особый петельный прибор в соединении с крючковой иглой делал стежки, образовывавшие цепной шов. В 1831 г. изобретатель открыл в Париже мастерскую, в которой действовало около восьмидесяти его машин. Вскоре ремесленники — портные разгромили мастерскую Тимонье и заставили его на ряд лет прекратить эксплуатацию новой машины.

Принципиальный поворот в развитии конструкции швейной машины связан с изысканиями в этой области Вальтера Хунта, который ввел в 1834 г. два существенно важных улучшения:
помещение иглы с ушком у острия и применение челнока с ниточной шпулей, заимствованной из ткацкой техники. Хунт не довел своего изобретения до практически пригодной формы. Последнее было делом рук американца Элиаса Гоу, который в 1846 г. сконструировал первую, получившую широкое распространение, швейную машину, вырабатывавшую при помощи иглы у острия и челнока двойной шов — принцип, оставшийся неизменным и в современных швейных машинах.


Швейная машина Гоу 1810 г.
Швейная машина Гоу 1810 г.

Машина Гоу была, однако, еще далека от совершенства: движение иглы происходило в горизонтальной плоскости, отсутствовали подставки для материала, движение материала над иглой происходило с перерывами, необходимо было все время сызнова укреплять материал на зубчатой пластинке, при помощи которой он перемещался. Поэтому работа изобретательской мысли над швейной машиной продолжалась и в последующие годы. В 1849 г. Бахельдер изобрел для передвижения материала штифтовое колесо с ременным поясом, на который укладывалась обрабатываемая ткань. Новый механизм (как и соответствующее приспособление в машине Гоу) позволял получать только прямой шов. В 1851 г. Зингер, основатель будущей мировой фирмы, ввел в конструкцию швейной машины колесо, снабженное зубчатой нарезкой и после каждого стежка автоматически передвигающееся на определенный угол, захватывая с собой материал, прижимаемый к колесу пружинным нажимом.

В 1852 г. Вильсон поместил в швейной машине транспортер, разрешивший задачу непрерывного передвижения материала. Работа транспортера составляется из 4 тактов, вследствие чего им описывается четырехугольник: движение вперед (материал перемещается на расстояние одного стежка), боковое перемещение, опускание вниз, возвращение в исходное положение. Транспортер Вильсона был усовершенствован Зингером, нашедшим способ точного регулирования движений этого механизма.

В 1853 г. Викерсгам ввел зубчатый нажимной рычаг, обеспечивавший свободное передвижение материала (в позднейших конструкциях — в любую сторону). Значительным улучшениям подвергся также в 50-х гг. XIX в. механизм петлеуловителя. Последовательно были применены крючок для двойной строчки (Вильсон. 1851 г.), круговая игла для тамбурного шва (Гровер, 1852), крючок для цепного шва (Гиббс, 1858 г.).

К середине XIX в. швейные машины различных конструкций стали быстро вытеснять ручной труд из производства готовой одежды. До конца 50-х гг. в США, ставших ведущей страной новой швейной индустрии, было выпущено свыше 100 000 швейных машин (главным образом фирмами Зингер и Вольф). Внешний вид американской швейной машины 1853 г. показан на рисунке.


Швейная машина Зингера 1853 г. (по Иоганнсену).
Швейная машина Зингера 1853 г. (по Иоганнсену).

В Англии в 1861 г., как указывает Маркс, в производстве одежды и обуви, которыми овладела новая машина, было занято 1 024 277 чел., т. е. почти столько же, сколько занято земледелием и скотоводством.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru