Рубрика: История ткачества
Нить, пояс, полотно
Просмотров: 104872
Есть основание рассматривать витье и плетение как наиболее архаичные формы преобразования природного материала, два универсальных принципа конструирования объектов культуры, которые послужили истоком самой идеи ткачества.
На уровне взаимодействия природы и культуры они отражают две принципиально различные стратегии моделирования объектов: витье (вращение, как динамическая вертикальная структура) — мышление в природе, внутреннее развитие объекта; плетение (статичная горизонтальная структура) — мышление о культуре, внешнее развитие объекта.
В традиционной культуре языком взаимодействия человека с природой является ритуал. Ритуальное скручивание, витье принадлежит миру природы и ее стихиям. Например, заломы, закрутки на полях были направлены на разрушение: порчу урожая и ослабление человека. А плетение и его объекты ориентированы на сферу культуры и человека в ней. В этой связи можно отметить плетни из ветвей в функции ритуальных границ. Когда умирал человек, разбирали плетень, раскрывали границу между мирами.
Соотношение витья и плетения как различных принципов взаимодействия стихии и человека прослеживается в связи с ритуальной функцией человеческого волоса. Распущенные или спутанные волосы (колтун) воспринимался в народных представлениях как символ связи с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, волхва, знахаря. Одновременно упорядоченные, организованные волосы, например заплетенные в косу, есть признак принадлежности к социуму. С этим связан один из основных моментов свадебного ритуала — заплетение и расплетение кос у невесты, обозначающее перемену статуса невесты внутри социальной структуры.
Соответственно нить, полученная скручиванием волокна символизирует движение и изменение: нить уже не растение, часть природы, но еще и не полотно, часть культуры.
Внедрение нити в структуру плетения получаем новый объект — пояс — сочетающий в себе вертикальный (технологический) и горизонтальный (функциональный) планы. В этом новом качестве свивание нити связано с ее энергетическими свойствами (прочность), а переплетение обеспечивает устойчивость связей (плотность).
С одной стороны, пояс обозначает переход человека от вертикальной структуры к горизонтальной, где его смысловая нагрузка начинает разрабатываться на уровне социального культуры. Он как бы проводит границу между внутренним и внешним, освоенным и неосвоенным.
Но если пояс обозначал границу, то полотно обозначало само пространство. В этом смысле вытканное полотно, суть нерасчлененное, целостное пространство природы. Чтобы преобразовать его в объект культуры, полотно необходимо выделить из этого пространства — провести границы, то есть маркировать края. Функциональное значение полотну придает вышивка.
Полотно, интегрируя смысловые значения нити и пояса, вводит в ритуальный контекст новую функцию — покрывание как способ включения любых объектов в освоенное пространство, заполнение его.
Так, наблюдая трансформацию объектов ткачества в постоянно расширяющемся пространстве культуры, мы прикоснулись к истокам традиций, которые являлись для наших далеких предков способом бытия.
Последние материалы этого раздела:
- Обрядовые песни как неотъемлемая составляющая быта предков
- Планы дальнейшего роста
- Создание мощной сырьевой базы
- Научно-исследовательская работа
- Текстильное машиностроение
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.