Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.

Рубрика: История ткачества

Красильно-белильное дело и ситцепечатание

Просмотров: 2852

Огромные успехи теоретической химии в XX в., новые взгляды на структуру вещества, успехи физической химии, проникновение электрических методов в химический анализ и синтез, химизация всех отраслей промышленного производства, резкое повышение удельного веса химической аппаратуры и химических процессов в общем комплексе средств труда, толчок, который был дан химической технологии возросшей гигантскими темпами военной промышленностью капиталистических стран, — все это способствовало быстрому развитию текстильной химии и красильной техники в эпоху империализма.

Среди различных красителей особенно детальным и тщательным исследованиям была подвергнута группа азокрасящих веществ. В 1912 г. начинается применение выпущенного в продажу фирмой Грисгейм-Электрон и представляющего двух-трех-оксинафтойную кислоту нафтола AS для грунтования хлопчатобумажных тканей. Благодаря своим субстантивным свойствам этот компонент (в отличие от бета-нафтола) легко и равномерно, без протрав, окрашивал волокна хлопка, причем пропитанный таким грунтом материал при пропускании через диазораствор не нуждается в последующем высушивании. Готовая краска имела красный с синим оттенком цвет.

Использование различных соединений окси-нафтакислот и диазооснов, отличавшихся высокими качествами, позволило заменить ими многие старые красители и получать различные оттенки цветов от черного до желтого. Позже других удалось изготовить краситель зеленого цвета. Для увеличения прочности красителей нафтол AS-группы к ним прибавляли формальдегид. В целях усиления нестираемости краски нафталовый компонент разжижался в растворе, к которому постепенно прибавлялись различные соли.

Для набивки тканей стали применяться различные смеси нафтола AS и нитрозамина, которые проявлялись на материале после его просушки или быстрого пропаривания с прибавлением небольших доз хромата. Еще большей прочностью обладали производные нафтола — ацетоны, проявлявшиеся с основными красителями — красными, бордо, синими и фиолетовыми.

Весьма хорошие свойства при непосредственной набивке обнаружил цибанафтол RP, который легко было удалить с непроявленной (при помощи диазораствора) смеси, вследствие чего получался чисто белый грунт. Новые комбинации гидросульфитов и диазопрепаратов значительно увеличили число протрав для перечисленных красителей. В последнее время получение проявленных на волокне азокрасящих веществ стало применяться и в шерстяном производстве.

Развитие кубовой окраски сопровождалось рядом важных достижений, сводившихся к синтезу индантреновых (кубовых антрахиноновых) красителей (Бон, 1901). Одновременно началось широкое применение сернокислотных растворов, обладающих важными восстановительными свойствами при индиговом крашении. Прочность индиговых красителей была значительно повышена после открытия ряда новых красителей (альгол-краска в 1905; цибанон в 1907; тио-индиго в 1905; сильно бромированный индиго в 1907; индиго Т в 1908). Новые индигоиды нашли большее применение для окраски шерсти. В 1908 г. Каселла получил гидроновый синий краситель, имеющий преимущество перед индиго при окраске хлопка. Различные алголевые, гелиндовые, цибановые красители явились дополнением к кубовым индигоидным и антрахиноновым красителям. Кубовые индигоидные, требовавшие щелочной среды, окрашивали как хлопок, так и шерсть, антрахиноновые же годились преимущественно для окраски хлопка. В 1922 г. кубовая окраска обогатилась полученным Бадером и Сундером новым соединением индигозола, представляющим сернокислый эфир лейкоиндиго (Он получается действием хлорсульфоновой кислоты на лейкоиндиго в присутствии третичных оснований), растворимый в воде, не изменяющийся, по выделяющий индиго при пропуске через кислую окислительную ванну. Шкала зеленых красок была пополнена открытым в 1920 г. Грином диметаксидибензантроном, придавшем красителю светящийся прочно-зеленый цвет.

В технике нанесения протрав большую роль начал играть процесс хромирования. До 1900 г. основной хромовой протравой был хромпик; с этого времени он был заменен метахромовой протравой (нейтральный хромовокислый алюминий), которую начало выпускать в продажу Берлинское акционерное общество анилинового производства. В 1916 г. были введены в красильную практику комплексные соли трехатомного хрома (под названием «хромозола»), которые постепенно разлагаются в уксуснокислотной ванне и таким образом медленно оказывают свое действие на краситель, что необходимо для правильного хода реакции. В других случаях хромовые соединения смешивали с красителями во время процесса крашения. В 1913 г. Баденская анилиновая и содовая фабрика выпустила в продажу эргановые красители, полученные действием хромовых солей на кислоты, благодаря чему хром был введен в состав молекул самого красителя. Этот препарат стал применяться при набивке тканей, где он посредством запаривания и щелочной реакции переходил в прочный хромовый лак.

Метод непосредственной кислой окраски шерсти стал быстро развиваться в 1920-1924 гг., когда германское общество химической промышленности в Базеле получило растворимые хромовые соединения — неолановые красители (Комплексные хромовые соли ортооксиазокрасителей), при кипячении в сильно-кислотной ванне разлагающиеся и переходящие на волокно в виде прочных хромовых лаков. Результатом этой химической реакции, является яркая и очень прочная окраска ткани.

Для крашения как шерстяных, так и хлопчатобумажных тканей с успехом были применены комплексные соли, соединенные с медью, дававшие очень светоустойчивую окраску. Среди препаратов такого рода, предназначенных для крашения хлопка к отличающихся своей нелинючестью, следует упомянуть цибановые хлористые красители. Из растворимых хромокомплексных солей стали также получать нерастворимые сернистые продукты, которые окрашивают по типу сернистых красителей.

В 1913 г. был найден способ холодной окраски при помощи растворения красителя (например, бриллианткроксина) в 20°/о растворе муравьиной кислоты и последующего перенесения на шерстяную ткань. После испарения летучих кислот окраска приобретает устойчивость и нелинючесть.

В 1923 г. в продаже появился препарат «Irgafarben», состоящий, из основного красителя, таннина и уксусной кислоты, и после сушки непосредственно фиксирующийся на ткани.

Для окраски шелковой пряжи, а также для оживления турецкой красной краски в последнее десятилетие стали применять различные пенящиеся составы, получаемые добавлением к субстантивным красителям таннина, сапонина и других вяжущих (клейких) веществ.

В ситцепечатном деле с 1908 г. вошел в употребление (под названием лизароля) метиловый альдегид кислоты рицинового масла. Этот препарат, разлагающийся при декатировке, изготовляется в виде пасты и позволяет избегать предварительного промасливания всей материи.

В шерстяном окрашивании сохраняет до настоящего времени значение, введенное еще в 30-х гг. XIX в. предварительное протравливание шерсти посредством двухромокислого и винного камня.

Относительная дороговизна некоторых естественных красителей при массовой фабрикации дешевых сортов тканей вызвала в послевоенный период стремление капиталистических предприятий заменить эти продукты синтетическими веществами. Так, таннин в качестве протравы стали частично заменять с 1920 г. сложным искусственным препаратом — катоналом. Такие протравы оказались наиболее пригодными для цветного травления и, в меньшей степени, для непосредственного печатания тканей. В качестве вспомогательных красящих веществ стали применять различные смачивающие вещества, эмульсии, растворители и защитные коллоиды. Из защитимых средств важными являются щелочные препараты, облегчающие применение кубовой окраски к волокнам животного происхождения.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru