Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Рано встала, да мало напряла.

Рубрика: История ткачества

Культурная составляющая одежды

Просмотров: 40023

Одежда издревле выделяет человека из природного мира и являет собой как бы границу между природой и культурой. Не самым приличным будет выглядеть человек, зашедший в музей или ресторан, да и в любое общественное место, допустим в одних трусах. В таком случае уж точно услышишь: «Как некультурно!»

Когда-то по одежде, особенно по поясу, можно было легко понять: из какого рода человек, каких Богов почитает. Пояс, как одна из самых ярких черт в одежде, показывал принадлежность личности к культурному наследию его предков. Сейчас только в языке осталась память о тех временах: «Совсем распоясался!» — можно услышать в ответ на грубый и не этичный поступок. Но и в наши дни «по одёжке встречают» — статусность одежды, как показатель принадлежности к социальному слою общества играет огромную роль. В былые времена существовало множество ритуалов и обрядов по которым можно понять, что одежда являлась границей двух миров: дикой, необузданной природы и общественной жизни человека. Один из таких ритуалов посев льна. В рязанском музее есть фотография мужчины сеющего лён: он идет по вспаханному полю босым и без порток. Этот обычай символизирует объединение с природой, с землей на момент сева. Или ритуальная вспашка первой борозды вокруг будущего поля – её пахали молодые женщины так же голышом. Они должны были «поделиться» с полем своей плодородной силой. Роженица распоясывалась для облегчения родов, но был распоясанным и её муж. И новорожденного в течение первого месяца (по старому стилю длившегося 40 дней) также не подпоясывали. С покойника снимали его пояс перед погребением и поминали в течение 40 дней. Этот месяц — переходный и для младенца в его путешествии из потустороннего мира в явный и для покойника по пути обратно. Логика развития этого культурного феномена предстает в виде живого процесса, протекающего в форме диалога между природой и культурой, в котором нить, выходящая из природной стихии, стремится к своему собственному организованному, устойчивому пространству – ткани. В традиционных культурах все этапы создания вещи заданы параметрами «картины мира», и в этом смысле процесс её изготовления превращается в ритуал. Если мы рассмотрим процесс изготовления ткани, наиболее детально описанный в восточнославянской этнографии (ох, где бы достать такое описание!) на уровне традиции XIX – начала ХХ века, то необходимо отметить, что все этапы сопровождались ритуалами, то есть действиями, избыточными с точки зрения современного подхода к технологии. Тем не менее, у нас есть основание рассматривать весь процесс изготовления ткани как ритуал, в структуре которого то, что мы называем технологией, является его стержнем, обеспечивающим с позиции утилитарного мышления качество выполненной вещи, в то время как ритуал в целом гарантирует создание «здоровой» вещи, то есть органично вписывающейся в пространственную среду культуры, соответствующей параметрам модели мира и обеспечивающей гармонию во взаимодействии культуры и природы.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru