Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Наша невеста не гусей пасла, а веретеном трясла.

Рубрика: Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Составные переплетения

Просмотров: 7125

Переплетение для получения определенного узора на поверхности ткани можно составлять из нескольких различных переплетений. Для этого располагают разные переплетения на более или менее значительной по размеру поверхности в полосатые и клетчатые узоры. Можно использовать разновидности как одного и того же главного переплетения, так и различных главных переплетений.

При создании составных переплетений необходимо следить за тем, чтобы не использовалось слишком много ремизок. Кроме того, схемы проборки и чередования подъема ремизок должны быть как можно более простыми.

Трудно сказать, какие свойства будет иметь готовая ткань, когда для ее выработки использовано несколько разных переплетений. Однако можно полагать, что ткани, выработанные саржевым и атласным переплетениями, будут усаживаться больше после снятия со станка, чем ткани полотняного переплетения. Может быть и так, что какой-то эффект в одном случае является желательным, в другом — ненужным. Поэтому важно оценить качество будущей ткани, определяемое тем или иным переплетением, прежде чем заправлять ткацкий станок для выработки ткани.

Разработка схем проборки и чередования подъема ремизок для составных переплетений осуществляется обычным образом.

Узоры с поперечными полосами. Для выработки составных переплетений, которые образуют полосы поперек ткани, можно взять все известные переплетения, нити которых пробираются на одно и то же число ремизок. Например, выбирают четыре ремизки и рисуют различные переплетения, которые можно на них выработать.

На рисунке ниже приведены некоторые из известных переплетений, которые можно вырабатывать при рядовой проборке на четырех ремизках.



Составные переплетения
Заправочные рисунки тканей различных переплетений при рядовой проборке нитей на 4 ремизках:
1 — полотняного, 2, 3 — уточного репса, 4 — рогожки, 5 — сложной рогожки, 6 — уточной саржи, 7 — основной саржи, 8 — саржи «батавия», 9 — неправильного уточного атласа (перекрестной саржи), 10 — неправильного основного атласа, 11 — крепового переплетения

Схемы чередования подъема ремизок различны для всех переплетений. Исходя из этого видно, что каждое переплетение имеет свои раппорты чередования подъема ремизок для того, чтобы вырабатывать различные переплетения друг за другом в одной и той же ткани.

На рисунке ниже показаны примеры составных переплетений, которые образуют поперечные полосы.


Составные переплетения
Заправочные рисунки тканей составных переплетений с поперечными полосами на базе:
1 — полотняного переплетения и уточного репса, 2 — полотняного переплетения и сложной рогожки, 3 — саржи «батавия» и уточного репса, 4 — полотняного переплетения и рогожки (панамы), 5 — уточного репса и рогожки, 6 — полотняного переплетения и неправильного уточного атласа, 8 — основной и уточной саржи

Если проанализировать переходы от одного переплетения к другому, то видно, что нити основы во многих случаях переплетаются противоположно друг другу. Этим и создаются резкие границы между различными переплетениями. По возможности следует предусматривать образование резких границ, так как они обеспечивают наиболее хорошо очерченный переход от одного переплетения к другому.

Узоры с продольными полосами. Вырабатывают также составные переплетения, которые образуют полосы вдоль ткани. Каждое переплетение, входящее в составное, имеет свою схему проборки. Как правило, для каждого переплетения требуются свои ремизки. Только в редких случаях переплетения могут комбинироваться на одних и тех же ремизках. Очень важно при формировании продольных составных переплетений оценить качество ткани, которое обеспечит составное переплетение. Если переплетения сильно отличаются друг от друга в отношении мест пересечения в пределах раппорта, на отдельных участках могут образовываться утонения ткани. Это может принести к появлению свободных (провисающих) нитей в основе. Для этого необходима большая плотность нитей основы в полосах с основным эффектом, т.е. нити основы будут иметь больше мест пересечении и уработка их увеличится.

Если необходимы резкие границы между переплетениями, то следует это обстоятельство учитывать при разработке узора переплетения. На рисунке ниже показаны примеры формирования составных переплетений в продольном направлении.


Составные переплетения
Заправочные рисунки тканей составных переплетений с продольными полосами на базе:
а — саржи 2/2 «батавия» и рогожки; б — полотняного переплетения и обратной саржи

Клетчатые узоры. Когда поперечные и продольные полосы встречаются одновременно в составном переплетении, образуется клетчатый узор. Очевидно, для этого необходим в качестве исходной базы мотив или эскиз узора (дробный узор). Он показывает, какой клетчатый узор должно образовывать такое сочетание переплетений. Далее определяют, сколько нитей или раппортов узора должна обозначать каждая клетка в мотиве, и на основании этого разрабатывают узор всего переплетения.

При формировании клетчатых составных переплетений как бы снимается проблема утонения ткани, потому, что переплетения в узоре меняются местами. Это действительно для мелкоузорчатых составных переплетений. При формировании составных переплетений, поверхность которых значительна, учитывают появление различных утонений ткани.

На рисунке ниже показаны примеры заправочных рисунков и фотоообразцов ткани составных переплетений с клетчатым узором.


Составные переплетения
Составные переплетения в виде клетчатого узора:
а — заправочный рисунок ткани полотняного переплетения и уточного репса, б — полотняного переплетения и рогожки, в, г — основного и уточного репса с различной проборкой нитей основы, д — образец ткани основного и уточного репса, е — полотняного переплетения и уточного репса

Свободные узоры в комбинированных переплетениях. Для выработки ткани со свободными узорами составных (комбинированных) переплетений необходимо заправлять ткацкий станок так, чтобы можно было ткать два и более различных переплетений по ширине ткани. Этого можно достигнуть, переключая чередование подъема ремизок от одного переплетения к другому. Такой способ тканеобразования можно использовать для изготовления каймы, бордюров или для получения мотива. В дополнение к смене переплетений можно использовать смену цветов.

Вернуться к оглавлению Теория переплетения нитей из Норвегии

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru