Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Смирен топор, да веретено бодливо.

Рубрика: Прядение

Виды средневековых самопрялок

Просмотров: 68287

Наиболее раннее ее изображение мы находим в одной немецкой рукописи, датируемой примерно 1480 г. По-видимому, она впервые зародилась в итальянском льняном производстве и явилась результатом попытки перенести конструктивную форму веретен в шелкокрутильных машинах на область изготовления льняной пряжи. Из Италии она уже распространилась по германским странам. Территориальная близость и экономическая связанность южно-германских областей с Италией, делает вероятным предположение об итальянском происхождении самопрялки. Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что на итальянских шелкокрутильных станках впервые была достигнута одновременность процесса крутки и намотки, т. е. введен принцип, лежащий в основе самопрялочного прядения.

Если мы взглянем на южно-германскую самопрялку XV в. и сравним ее с конструкцией шелкокрутильной машины, то мы убедимся в том, что первая из них представляет собой не что иное, как соединение основных элементов крутильно — мотального аппарата для шелковых нитей (насаженная на веретено катушка, рогулька, направление нити под прямым углом к оси веретена) с конструкцией колесной прялки (низкий станок, шнуровая передача от колеса на блочок веретена, вращение колеса рукою прядильщика).

Разница заключается только в том, что в самопрялке XV в. процесс работы идет обратным порядком: вытянутая из кудели прядь волокон, проходя через ствол веретена, направляется одним из крючков рогульки на катушку, которая наматывает ее на свою поверхность, в то время как рогулька дает нити крутку. Однако процесс самопрялочного прядения качественно значительно отличается от процесса образования шелковой нити. Во-первых, наличие операции вытяжки делает невозможным производить на самопрялке (как и на ручном веретене и прялке) больше одной, в исключительных случаях двух нитей, если самопрялка обслуживается одним человеком. Во-вторых, необходимость наматывать скручиваемую рогулькой пряжу на катушку требует создания в процессе работы разных скоростей вращения веретена с рогулькой и катушки, так как иначе нить только оборачивалась бы вокруг катушки, но никогда не наматывалась бы на нее. Но создать постоянную разницу в скоростях веретена и катушки почти невозможно, а при изменении этой разницы меняется и коэффициент крутки (количество кручений на единицу длины). Поэтому от искусства прядильщика зависит правильно регулировать скорости вращения рогульки и катушки и быстроту питания веретена ссученными волокнами.

Для представления эволюции самопрялки, приведем несколько примеров:

Южно-германская самопрялка
Прядильный аппарат Леонардо да Винчи
Ножная самопрялка
Голландская и ирландская самопрялки
Самопрялка с двумя веретенами
Самопрялка с механическим навиванием нити на катушку

Итак, мы видим, что существенно важным моментом, отличающим новый прядильный аппарат от старой ручной прялки, было присоединение к передней части веретена рогульки, производящей скручивание нити, и свободная насадка на ось веретена катушки, осуществляющей намотку пряжи, благодаря чему достигалась непрерывность прядильного процесса, отсутствовавшая при веретенном и прялочном прядении.

Производительность труда при прядении льняных нитей на одинарных самопрялках, как позволяют установить расчеты разных лиц, равнялась для № 24 — 326 м в час, для № 30 — 314 м и для № 48 — 302 м; для двойной самопрялки соответствующие нормы будут равняться 498, 496, 481 м в час, т. е., примерно, на 60 — 70°/о больше, чем в одинарной. Самопрялка же с механической намоткой пряжи на 10 — 18% производительнее тех, где равномерность навивания регулируется вручную и, следовательно, происходят периодические перерывы в процессе прядения.

В целом в XVI — XVIII вв., т. е. в классическую эпоху самопрялочного прядения, производительность труда прядильщика возросла не более, чем вдвое по сравнению с докапиталистическими периодами.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Прядение.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru