Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Прялка не Бог, а рубаху даёт.

Рубрика: Прядение

Веретено

Просмотров: 5718

Нить скручивали на веретене, известном многим народам мира с давних времен. При археологических раскопках было обнаружено веретено с сохранившейся на нем пряжей, которое относят к эпохе позднего неолита. Археологические данные подтверждаются и литературными источниками.

Римский поэт Катулл, живший в I ст. до н.э., довольно точно описал процесс прядения на веретене:

Привычные руки над вечной корпели работой,
Левая прясло держала, увитое мягкою шерстью,
Правая же, то легко приподнявши персты, отводила
Нить, что пряла, то пальцем большим,
Веретено равновесное крутя, запускала,
Словно кубарь закруживши…

О веретенах упоминают в летописи: «Локти же свои утверждают на веретено». Судя по описаниям, веретено представляло собой палочку с надетым на нижний конец грузиком. В более позднее время (XI — XIII вв.) веретено делали конусообразным, длиной 18-30 см с утолщением посередине и с надетым на нижнюю часть грузиком — пряслицем, которое служило для ускорения вращения веретена во время прядения.

Как раз пряслица и находят чаще всего при археологических раскопках. Наиболее древними являются глиняные пряслица. Известны они были на территории Белоруссии в эпоху зарубинецкой культуры. В более позднее время, в XI-XIII вв., на Белоруссии чаще встречаются пряслица шиферные и из серого сланца, глиняные — реже, Глиняные пряслица довольно часто украшались. Орнамент на них сугубо геометрический. Узоры не сложные, но довольно разнообразные, например, небольшие кружки или кольцеобразные линии. На одном пряслице использован солярный мотив: от центра расходятся линии, напоминающие лучи солнца. Довольно часто встречается узор в виде елочки. Нередко узор представляет собой половину ромба с расположенными внутри его полуромбами меньших размеров.

На пряслицах встречаются и надписи. На одном (XII в.) есть такая надпись: «Господь и помози рабе своей». Существует мнение, что все эти метки на пряслицах делались для того, чтобы на посиделках, которые часто прерывались играми и плясками, девушки не перепутали свои веретена.

Узорные метки на пряслицах делались в основном крестьянами, а надписями и инициалами метили пряслица городские жители. Очевидно, значки на пряслицах играли роль не только обычных меток, поскольку, как видно из археологических материалов, украшения и надписи делались далеко не на всех пряслицах. Возможно, они украшались в тех случаях, когда преподносились женщине в подарок.

В конце XIX — начале ХХ в. веретено по-прежнему оставалось доминирующим орудием прядения. Почти не изменилась и форма его. Как и раньше, оно представляло собой конусообразную палочку с постепенным утолщением немного за середину. Размеры веретена несколько увеличились и достигали иногда 40 см. В отличие от времен боле раннего периода в конце XIX — начале ХХ в. они делались вместе с пряслицем, которое представляло собой конусообразное утолщение на конце и называлось «галоука», «пятачка», «бародка» и др. Иногда головка в веретенах делалась фигурной, т.е. двух или даже трехконусной. Форма веретена одинаковая у всех славянских народов.

Материалом для изготовления веретен служила обычно древесина березы, ясеня, груши и др. Белорусам были известны веретена, выстроганные ножом и точеные на станке. Наиболее древними, известными уже в XI — XII вв. являются веретена, выстроганные ножом. В конце XIX — начале ХХ в. они имели повсеместное распространение. Веретено должно было быть ровным, ли, как принято говорить в народе, «правым», т.е. во время прядения оно должно вращаться равномерно. Однако это требование не всегда выполнялось, что нашло свое отражение в поговорке: «Знай, баба, сваё крывое верацяно». Довольно часто, особенно неопытному мастеру, чтобы сделать хорошее «правое» веретено, приходилось расходовать большое количество древесины, и в народе по этому поводу сложилась даже поговорка: «Кузьма-верацённiк пасек сенцы на тры вераценцы».



Веретено
Веретено. Игуменский у. Минской губ.

Второй, более усовершенствованный способ — изготовление веретен на специальном станке. По конструкции станок был несложным и представлял собой две планки, вертикально укрепленные на подставке одна против другой на расстоянии примерно 50-55 см. Планки соединялись такой же планочкой с отверстием внутри, куда вставлялась заготовка, предварительно обработанная ножом. Для работы на станке необходимо было еще одно приспособление — «смык» — согнутая в форме полукруга тростинка, на концы которой натягивался ремешок. Прежде чем вставить заготовку в станок, ее один раз обкручивали этим ремешком. Мастер, держа в левой руке нож, правой двигал смык таким образом, что веретено поворачивалось на полоборота то вправо, то влево, касаясь при этом лезвия ножа. Нож был широкий и немного закругленный в верхней части. Точеные веретена нередко украшали.

Узор создавался в результате трения по веретену заостренной ореховой палочкой, которую мастер держал в левой руке, а правой поворачивал веретено при помощи смыка. Узор в виде колечек располагался по-разному: через определенные промежутки по всей длине веретена или по нескольку колечек внизу, «каля пятачкi», посередине и вверху. Точеные веретена покупались на базаре или у местных мастеров-«верацённiкау».

Как пряли на веретене, можно прочитать здесь.

Вернуться к перечню орудий прядения

Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Прядение.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru