Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Была бы куделька, пряслице сделаем, а донце взаймы возьмем.

Рубрика: Прядение

Прядение татар Поволжья и Урала

Просмотров: 5369

Прядение — следующий довольно трудоемкий и важный трудовой процесс по обработке растительного сырья и шерсти.

Время прядения приходилось в основном на ноябрь и тянулось примерно до марта. Здесь сказывалось мастерство ткачихи в обращении с сырьем и инструментами. И обычно в татарских семьях придавали всему этому особо важное значение. Навыки прядения начинали прививать девочкам с раннего возраста.


Прялка

Татарские ткачихи, для удобства вытягивания нитей из кудели и их ссучивания, пользовались несколькими видами приспособлений. В конструктивном отношении они подразделяются на два типа: прялки (каба) и самопрялки (чыгыр). В свою очередь традиционные прялки различались по устройству (или по сложности составных частей) и по этим показателям подразделяются на такие варианты, как прялка-палка, цельная прялка и составная. В данной классификации по примитивности наиболее древней представляется первая, которую «прялкой» можно назвать условно и лишь потому, что на палку прилаживали кудель, а саму палку вертикально привязывали к сиденью (к краю нар, скамьи или стула).

Такой рудиментарный вариант прялки сохранялся также в ткачестве многих других народов.

Второй вариант — цельная прялка, называемая также «корневая», «лопатообразная», изготовлялась из одного куска дерева, причем ствол выстругивали из лопасти, а для сиденья обрабатывали корневую часть.

Прялка

Как показывают полевые данные, в конце XIX — начале XX вв. описанные варианты прялок применяли для прядения шерстяных нитей, и у татар, как и у соседних с ними народов, они изживались из практики ткачества и встречались лишь спорадически в некоторых районах Среднего Поволжья и Приуралья.

Преобладающее и массовое распространение в среде татар имела составная прялка, т.е. собирающаяся из отдельных элементов: донца и лопасти. Донце представляло собой гладко выструганную доску, на которую на время прядения садилась женщина. На одном конце донца оставлялось утолщение с отверстием, куда вставлялась лопасть. Впрочем, имелись и составные прялки, в которых все эти части крепились наглухо. На составных прялках пряли как шерстяные волокна, так и растительные, но в последнем случае к лопасти крепили гребень (тарак).

Прялка

В той последовательности, в которой была рассмотрена вариативность ручных прялок (от примитивной до составной), возможно, происходило их совершенствование. Наиболее раннее упоминание о составной прялке относится ко второй половине XVII в. (см. зарисовку прялки у вятских татар из альбома Мейерберга). В свое время о прялках казанских татар писалось, что они близки к русским, только орнаментация донца прялки почти не встречалась. Уточняя это заключение, заметим, что аналоги составной прялки татар помимо этого применялись в женском обиходе других тюркских, а также финно-угорских народов, а указанные резным орнаментом донца чаще встречались в селениях татар Предкамья (около десятка рисунков орнаментированных донцев хранятся в фондах отдела этнографии ИЯЛИ АН РТ).

Самопрялка

Второй тип приспособления — механическая самопрялка. Она состояла из деревянной основы (точеного круглого бруса), на котором крепили колесо и катушку с веретеном, соединенным ременным приводом. Механизм приводился в движение педалью, соединенной стержнем с кривошипом на оси колеса. В зависимости от положения основы и соответственно колеса и катушки, самопрялки подразделялись на вертикальные — «стояк» (шәм чыгыр) — и горизонтальные — «лежак» (дуңгыз чыгыр).

Самопрялка

Самопрялки изготовлялись и продавались на местных базарах кустарями, поэтому особо заметных различий по территориальной распространенности той или иной разновидности самопрялки не ощущалось. Можно лишь отметить, что их производство, в основном, было налажено в лесных районах. У татар Предкамья и пермского Приуралья большим спросом пользовалась вертикальная, а в Предволжье — горизонтальная самопрялка.

В комплекс инструментов для прядения входило веретено (орчык), представляющее собой точеную конусообразную палочку длиной 35-40 см. Она была несколько утолщена в середине и имела бородку или пятку на утолщенном конце.

Такая форма веретена была характерна и для других народов края.

Веретено

Процедура прядения на веретене заключалась в следующем. Женщина тремя пальцами левой руки вытягивала волокно из кудели и одновременно тремя пальцами правой руки вращала веретено. Когда выпряденная нить достигала длины вытянутой руки, пряха наматывала нить на пальцы левой руки, а потом накручивала ее на веретено и на верхней заостренной его части закрепляла петлей. Пряжа на веретене накручивалась сначала на средней части веретена, затем на нижней, и только потом заполнялась верхняя.

Для того, чтобы усилить вращение веретена, на конец его со стороны бородки надевали пряслице (орчык башы). Пряслица изготовлялись из разного материала — камня, глины, свинца, олова — и были самой различной величины (от 1 до 3 см), украшались рисунком и резьбой. Орнамент их геометрических узоров был не сложен, но довольно разнообразен, например, небольшие кружочки или кольцеобразные, волнистые линии. Многочисленные подобные пряслица широко известны среди археологических находок не только на территории Волго-Камья, но и на всей территории Восточной Европы.

Прежде, чем заправлять стан, производили ряд предварительных операций. Готовые нитки с веретена сматывали в мотушку (киләп) посредством мотовила (киләп агачы), которое представляло собой деревяшшй брус с естественной развилкой или колышком на одном конце и с насаженным деревянным поперечником на другом.

Мотушка

Мотушки сматывались, задевая за рогульку и концы поперечника. Для того, чтобы при дальнейшей работе нити не перепутывались и чтобы знать длину будущей основы ткани в процессе снования, на мотовиле нити отсчитывались в пасмы, и на конце развилки каждая пасма перевязывалась цветными нитками (җилеп).

Каждые три нитки, т.е. три оборота вокруг мотовила, составляют чисменку (саум). Из десяти чисменок образуется одна пасма (басма). На мотовило сматывалось от 4 до 10 пасм. Мера счета нитей совпадает с таковой у башкирского, чувашского, марийского и русского населения. Лингвисты предполагают, что эта мера счета восходит к булгарскому времени.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Прядение.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru