Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Он из песку веревки вьет.

Рубрика: Ткацкий станок

Челноки

Просмотров: 4912

Челноки для станка-самолета бывают стальные и деревянные.

Стальной челнок

Стальные челноки покупались готовыми. Длиной они бывали от 4-х до 11 вершков (вершок = 4,4см). Удобнее ткать челноками средней величины и большими, а маленькие очень легки и годятся только для самого тонкого тканья.

Стальной челнок имеет вид:

Челнок


Внутри челнока, в том и другом конце его находятся деревянные колеса, которые снизу челнока выходят наружу и челнок легко на них катается.

Поэтому при тканье с батаном или на станке-самолете челнок не кидают рукой, как простой, а гоняют его гонками.

Внутри челнока по средине его, вдоль, идет шпенек, на который насаживают цевечку и потом его опускают, чтобы цевечка очутилась внутри челнока. У некоторых челноков вместо шпенька бывает короткий железный винт. Тогда на него навинчивают цевечку, но первые челноки, со шпеньками удобнее, потому что на них крепче держится цевечка.

В конце челнока, у колеса, бывает костяной втулок, в него прокладывают нитку с цевечки из челнока.

Деревянный челнок

Можно делать и самим челноки деревянные.
Вид деревянного челнока сверху изображен на чертеже.

Челнок


Челноки делаются из плотного дерева. Всего лучше делать их из пальмы. Можно делать и из клена, дуба и даже березы. Длины он должен быть вершков 8, ширины 1 вершок и вышины три четверти вершка.

Середина челнока выдалбливается насквозь в длину на 3 вершка. Сверху колес не видно, потому что с верхней стороны концы его делаются сплошными, а снизу челнока, вершка на полтора от концов челнока, делаются выемки в полвершка ширины и длины. В этих выемках помещаются колеса, как это видно на чертеже.

Челнок


Колеса нужно вытачивать на токарном станке. Чтобы правильно, то есть на месте, просверлить отверстие для оси, его нужно сделать прежде и потом уже вытачивать колесо. Если колесо выточено и хотят тогда уже сверлить отверстие для оси, то место для него найти гораздо труднее, потому колесо будет хлябать. В колесах нужно вводить железные втулки да и сами колеса должны вертеться на железных осях. К концам челнок делается поуже, а самые концы бывают совсем острые, гладко окованные кругом железом.

Внутри челнока, посредине его, идет железный шпенек, на который надевается цевечка. Шпенек должен иметь два вершка длины и одну восьмую вершка толщины. С одного конца шпенек делается острым, а с другого раздвоенным, как это видно на чертеже.
Вид шпенька сбоку:

Шпенек


Верхняя пластинка шпенька делается тонкою и короче нижней на полвершка, так чтобы ее можно было прижать к нижней половине. Это делается для того, чтобы цевечка плотнее держалась на шпеньке. Нижняя же половина его укрепляется на оси, отступя от колеса на четверть вершка. Укреплять шпенек нужно так, чтобы он мог подниматься острым концом только кверху, но отнюдь не спускался вниз ниже середины челнока. Сделать это можно так: отступя на четверть вершка от колеса, сверху сделать выемку в полвершка длины, а ширины такой, чтобы в нее можно вложить плотно конец нижней половинки шпенька.

Выемку не нужно делать насквозь. Дно ее будет мешать шпеньку опускаться вниз. Шпенек должен туго подниматься кверху, а то он будет во время тканья подниматься вместе с цевечкой, это будет мешать работе.

Чтобы вывести нитку с цевечки из челнока, в другом конце его (не в том, где укреплен шпенек), в стенке (все равно в которой — в правой или в левой) нужно просверлить отверстие и ввести в него железный втулок. Отверстие нужно делать подальше от острого конца шпенька, чтобы нитка с цевечки шла полого.

Челнок весом должен быть не меньше трех восьмых фунта (фунт = 0,4кг).

Если челнок окажется легок, то нужно оковку на концах сделать подлиннее.

Вернуться к оглавлению Стан-самолет

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru