Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не напрядешь под дымком, не выткнешь под тынком.

Рубрика: Ткацкий станок

Снование в татарском народном ткачестве

Просмотров: 3444

Смотав пряжу на дупленку, приступали к снованию основы. Снование заключалось в расположении пряжи таким образом, чтобы в момент тканья основа делилась на верхний и нижгош ряды, необходимые для образования зева. Во время снования определялась также длина будущей ткани.


Как показало изучение источников, у татар Среднего Поволжья и Приуралья существовало несколько способов снования. Классифицируя их по показателю предметной основы, на которой производилось снование, подразделяем их на три типа: 1) на стене (избы, сеней); 2) переносная — рамочная; 3) на нарах.


Снование

Снование на стене — старинный и широко распространенный способ. В стену, немного отступив от угла, по вертикали вбивали три (1, 2, 3) колышка на расстоянии 15-20 см друг от друга. Второй ряд таких же колышков (1а, 26, 3в) располагали на определенном расстоянии от первой линии колышков, соответствующем длине будущей.

Между вертикальными колышками вбивали дополнительно два колышка (җиле чөе). Сновали в две нити, с двух дупленок. Для того, чтобы пряжа не скручивалась и равномерно натягивалась в момент снования, ее вначале пропускали через специальные кольца. Начинали сновать с колышка 1, связав концы обеих ниток. Одна нитка шла под колышком, другая — над ним. Обе нити протягивали к колышку 1а (получалась первая «стена»), затем от колышка 1а — к колышку 2 (вторая «стена») и т.д.

Снование

Рамочная сновалка (стан, озаткыч, тырма) представляла собой переносную четырехугольную раму длиной 3-3,5 м и шириной 80-90 см. На торцах рамы прибивали колышки (так же, как и на стене). На боковой стороне имелись еще два колышка.

При сновании нити пропускали мимо них, перебрасывая и слегка изгибая через колышки, но так, чтобы нить обходила один колышек сверху, а другой — снизу. Таким образом, между ними создавалось пересечение последовательно идущих нитей основы, и получался первый зев. Так достигалось деление четных и нечетных нитей основы. Чтобы выткать ткань с рисунком в полоску или клетку, ткачиха при сновании чередовала через определенные интервалы нити различных цветов. Со сновалки основа снималась с противоположного зеву конца и свивалась в жгут (күшә, кишә, үрем). Несвитой оставалась только часть основы с зевом, равная длине ткацкого станка.

Снование

Третья сновалка устраивалась в избе, на нарах. Колышки вставлялись в отверстие на досках нар в том же порядке, как и в предыдущей сновалке.

Районирование выделенных типов показало, что первый из них — настенный — преобладал в ткачестве Прикамья и пермского Приуралья, а в западном и восточном Закамье он был бытующим.

Ареал распространения второго типа — рамочной сновалки — характерен для татар-мишарей Окско-Сурского бассейна, Предволжья, Среднего и Нижнего Заволжья и Нижнего Предволжья. Как бытующее явление он зафиксирован у татар уфимского Приуралья и Зауралья. Изредка этот тип применялся среди татар Лаишевского уезда Казанской губернии.

Снование на нарах большей частью встречалось у татар-кряшен Восточного Закамья, а также у татар Златоустовского уезда Уфимской губернии.


Способы снования. (Конец XIX — начало XX вв.)

Аналогичное татарскому снование на стене было распространено у многих народов Восточной Европы. У народов Средней Азии и Сибири сновали на земле на кольях, что, возможно, было связано с ковроткачеством. Но у татар Среднего Поволжья и Приуралья ковроткачество в рассматриваемый период отсутствовало, поэтому и способ снования на земле не обнаруживается.

У татар, так же как и у других народов Восточной Европы, наиболее ранним и распространенным способом снования выступает первый рассмотренный тип. Так, даже при наличии рамных сновалок «счет на стене» сохранялся, указывая на их существование в прошлом. Также при одновременном существовании двух способов снования, на стене и на рамочной сновалке, счет ниток в обоих случаях— «по стенам».

После того, как основа снималась со сновалки, ею снаряжали детали ткацкого стана, т.е. приступали к подготовке процесса ткачества. При этом колышки, поддерживающие зев, заменяли завязками; близкий к зеву конец основы в определенном порядке проводили через нитченки (көре), а затем и через бердо (кылыч). После этого свитый конец основы за петлю жгута надевали на последник (чөй), а несвитый — несколькими узлами привязывали к деревянной палочке (баш таягы, җагалау чыбыгы), прикрепленной к переднему навою пришвы (бавыр агач, аю баш). На этом натягивание основы завершалось, и завязки, поддерживающие зев, заменялись двумя прутиками (чәбе, шәбе).

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.


У вас есть чем дополнить статью Снование в татарском народном ткачестве?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту

Искусница
банер fourhoofs.ru