Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Быстро сделанная работа хорошей не бывает.
У твоего мольберта есть большая полка? . Стратегия голубого океана (Ким В Чан) купить книгу на сайте www.bookvoed.ru

Рубрика: Этника

Магия прядения, вязания, плетения у славян

Просмотров: 100733

Образы Богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».

Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. — с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы.

Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве (отказе от рода) и пр.

Колесо прялки стало колесом времени (где понимание цикличности процессов в природе оказалось объяснимо посредством вращающегося колеса): рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и в цифре "0" — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится — жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия — кудель на прялке, челнок или ткань на станке Богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определённый отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»). Заниматься прядением можно было не в любой день, а в строго определенное время, чтобы не "испортить" себе жизнь.

Если на нити (читай: на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других — наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить — по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты.

Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое — в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери, её устье было обращено к свету — изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа — изба "непряха").

Используемый в прядении материал — чаще всего шерсть, лён, конопля, [крапива], хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы, духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных — поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядётся уже не просто шерсть, а их волосы — как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну.
Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

В отличие от простых смертных, духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно: они существуют на тонком уровне, и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся — поэтому, для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.

Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шёлк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, чёрные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется с (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — с браслетом, на пальце — с кольцом, на талии — с поясом.

Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Если стало интересно, то можно посмотреть также Использование нити, кудели, веревки в обрядах

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru