Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Рубрика: Этника

Ткачество татар Поволжья и Урала

Просмотров: 31189

Книга Сафиной Фирсины Шаймулловны "Ткачество татар Поволжья и Урала" (Конец XIX — начало XX вв.).

Благодарю за предоставленный материал сайт МБОУ СОШ с. Урсаево

Ткачество татар Поволжья и Урала

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Историческая справка

Глава I. Сырье и способы его обработки

Сырье
Первичная обработка сырья
Мялки
Трепание и чесание
Традиционные татарские способы обработки сырья. Шерсть

Прядение
Крашение и шлихтование
Вороба
Снование
Резюме

Глава II. Технологии ручного ткачества

Ткацкие станы

Техника изготовления тканей (часть 1)
Техника изготовления тканей (часть 2)

Глава III. Ткани и их использование в быту

Ткани для одежды (часть 1)
Ткани для одежды (часть 2)
Ткани бытовые и декоративные (часть 1)
Ткани бытовые и декоративные (часть 2)

Заключение
Комплексы территориального распространения татарского ткачества.

ВВЕДЕНИЕ
В современной историографии народному ткачеству татар посвящен ряд публикаций, выполненных на более высоком научном уровне. Содержательны работы советского этнографа Н.И. Воробьева, внесшего крупный вклад в дело изучения татарского ткачества. Этнографические сведения по материальной культуре казанских татар, большая часть которых состояла из полевых собраний, в т.ч. и по домашним промыслам, включая ткачество, Н.И. Воробьев обобщил в своих крупных монографиях "Материальная культура казанских татар", "Казанские татары" и в коллективной работе "Татары Среднего Поволжья и Приуралья".

В соответствующих разделах этих трудов домашнее ткачество казанских татар нашло определенное отражение. Большое внимание уделено технике и инструментарию прядения, приемам обработки волокон, орудиям ткачества. В частности, впервые описаны типы ткацких станков, показана эволюция их развития. Немаловажной заслугой Н.И. Воробьева был примененный им метод сравнительно-исторического анализа компонентов народного ткачества.

Интересующий нас аспект производственной деятельности и материальной культуры татар других районов Среднего Поволжья затрагивался в работах исследователей 60-80-х гг. Они немногочисленны, различаются степенью подробностей характеризуемых явлений ткачества и т.д. Общее их достоинство, как и многих других авторов, заключается в ценности натурных наблюдений.

Виды узорных тканей, бытовавших в среде касимовских татар в XIX — начале XX вв., техника их изготовления и применение освещаются в работе И.Н. Сысоевой.

Из серии искусствоведческих работ представляет интерес монография Ф.Х. Валеева "Народное декоративное искусство казанских татар, его развитие, истоки". В работе автор масштабно рассматривает художественно-декоративное оформление тканей и безворсовое ковроделие казанских татар, тесно связанное с закладной техникой тканья, сопровождая рядом интересных этнографических моментов — функциональной роли декоративных тканей в духовной жизни населения, в его материальной культуре (одежде, интерьере избы и т.д.). Ф.Х. Валеев довольно подробно характеризует виды узорных тканей, их орнаментальное, колористическое решение, описывает тканые изделия, выполненные в закладной, настильной, браной, выборной и многоремизной технике, указывает на глубокую традиционность способов ткачества, орнаментальных форм, мотивов, композиции узоров и т.д. в прикладном искусстве казанских татар. Сопоставляя анализы декоративных тканых изделий казанских татар и других народов, он делает правомерный вывод о том, что "изделия декоративного искусства, обнаруживая по тем или иным признакам близость к искусству какого-либо другого народа, остаются в целом самобытным произведением художественного творчества создавших их мастеров и мастериц. В монографии "Народное декоративное искусство Татарстана" автор впервые дал глубокий анализ декоративных тканых изделий казанских татар, с привлечением этнографических данных показал истоки их развития, близкие и отдаленные параллели с декоративными тканями различных народов. Но вместе с тем автор ограничил свое исследование лишь рамками ткачества казанских татар, привлек мало материалов по традиционным видам декоративных тканей татар-мишарей, крещеных татар. Вне его освещения осталось узороткачество многочисленных периферийных групп татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Краткая историко-искусствоведческая характеристика декоративного ткачества казанских татар, изложенная в виде обобщения данных ранее опубликованных исследований, содержится в монографии С.М. Червонной.

Заключая обзор литературы, заметим, что исследование интересующей нас отрасли домашнего промысла татар Среднего Поволжья и Приуралья в качестве самостоятельной темы отсутствует. Имеющиеся публикации, как правило, затрагивают, причем весьма кратко, немногочисленные аспекты ткачества и то лишь отдельных групп татарского населения, но не охватывают всю систему народного ткачества и не дают ясного представления о полном цикле технологического процесса и применяемых при этом орудиях производства. За немногими исключениями предшествующие описания отличаются акцентом на конечный результат процесса ткачества — на материале тканей, расцветке или на определении их функциональной роли в домашнем быту. Поэтому остаются нераскрытыми многие вопросы о характере и степени развития татарского ткачества в Волго-Уральском регионе в целом и территориальных его особенностях в частности.

При работе над историко-этнографическим атласом большое внимание уделялось литературе, посвященной ткачеству других народов. Из них же был почерпнут конкретный материал для сопоставительного анализа явлений в татарском ткачестве. Отметим в связи с этим монографию А.А. Ходосова "Ткачество деревни", где большое место отводится технике домашнего ткачества у восточных славян, их соседей и дается описание станов, которые бытовали в конце XIX — начале XX вв. на территории Восточной Европы.

Большая работа по изучению русского ткачества была проведена Н.И. Лебедевой. Известны также ее публикации, как "Народный быт в верховьях Оки", "Очередные вопросы изучения прядения и ткачества, "Прядение и ткачество восточных славян в XIX — начале XX вв.". Искусствоведческому анализу ткачества русского населения посвящена работа Л.А. Кожевниковой "Народное ткачество русского Севера".

Уфимскими этнографами в 1964 г. была издана интересная коллективная монография по декоративно-прикладному искусству башкир. В ней на основе широкого круга источников довольно подробно характеризовались различные типы станов, способы и приемы ткачества, терминология, связанная с ткацким делом, и т.д. В работе большое внимание было уделено художественному ткачеству, орнаментальным узорам тканей, их цветовому колориту и т.д. Учитывая то, что в большинстве районов Башкортостана башкиры живут чересполосно с татарами и имеют друг с другом давние и тесные этнокультурные взаимосвязи, многие данные, приведенные в работе, имеют много общего с ткачеством татар. Учитывая многоаспектность изучаемой проблемы и исходя из комплексного подхода к решению поставленных задач, были использованы работы этнографов В.Н. Белицер, Н.А. Гринковой, Т.А. Крюковой, Г.А. Сепеева и коллективная монография по чувашам.

В процессе работы широко использовались литературные источники, имеющие отношение к истории и этнографии народов Среднего Поволжья и Приуралья. Обращение к ней дало возможность определить место и роль домашних промыслов в социально-экономической структуре татарских крестьянских хозяйств Волго-Уральского региона.

В настоящем исследовании существенная роль отводилась методу систематизации эмпирических данных путем определения их структурно-типологических показателей и последующего картографического обобщения. Этот аспект работы базировался на теории и методах типологизации явлений материальной культуры и принципах составления историко-этнографических атласов, разработанных этнографами.

Картографирование элементов культуры представляет собой наиболее целесообразный и эффективный метод исследования. Оно позволяет достаточно полно и графически точно учесть особенности ткачества территориальных групп народа.

Только методом картографирования можно с учетом исторической ретроспективы обобщить многочисленные и разнохарактерные сведения о ткачестве всего региона, разработанные по разным источникам, а также заполнить пробелы в этнографической изученности татарского ткачества разных областей.

Собственно картографированию должна предшествовать большая работа по классификации изучаемых явлений, выделению их типов. За основу типологической характеристики был взят комплекс устойчивых признаков. Например, при типологизации орудий труда, ткацкого стана за основной показатель был принят комплекс конструктивных признаков, а тканей — техника исполнения, переплетение нитей, колорит, орнамент.

При систематизации материала нередко появляется закономерная необходимость более детального членения типа — основной таксономической единицы на варианты, т.е. на структурные единицы более низкого уровня.

Сбор материала проводился на основе принципов и методики составления Историко-этнографического атласа татарского народа с целью унификации показателей ткачества и выявления его особенностей в различных районах исследуемой территории. Информация собиралась по единой программе, составленной с учетом наших предварительных знаний о ткачестве татар.

Принятые хронологические рамки работы — середина XIX — начало XX вв. — в целом обусловлены теми историческими источниками, которые положены в ее основу. Этнографический материал этого периода, безусловно, содержит в себе реальный типологический материал предшествующих эпох, который при профессиональном подходе к его анализу может дать сведения по более раннему периоду. Из-за количественной неравноценности источников по хронологическим периодам, некоторые карты отображают лишь распространенность какого-либо явления ткачества по бытующей градации. В целом же использованный в работе метод картографирования позволил показать ряд этнографических явлений ткачества в пространственном плане и анализировать их в диахромном и синхронном аспектах: в историко-генетическом и историко-сопоставительном.

Выбор параметров для количественной характеристики картографируемых явлений определяется степенью изученности этих явлений и полнотой материала. При составлении этнографических карт для атласа была принята трехступенчатая градация с выделением явлений преобладающих, бытующих и редко встречающихся.

К первым из них отнесены явления, распространенность которых достигает не менее 50% общего числа сопоставляемых разновидностей. Редко встречающимися названы те явления, число которых не превышает 10%. Бытующие явления занимают промежуточное положение между преобладающими и редко встречающимися. В атласе за основную территориальную единицу сбора и учета картографируемых явлений был принят уезд, что облегчало использование статистических сведений, этнографических музейных и архивно-литературных материалов, которые собирались, хранились и публиковались, главным образом, по уездам.

При сопоставлении карт применялись различные методы картографирования предъявленных к графическому изображению типологизируемых явлений посредством знаковых систем и штриховкой. Показ типологизируемых явлений посредством штриховки используется в основном для показа преобладающих явлений или при составлении обобщающих комплексных карт.

Карты, главной задачей которых является детальная фиксация каждого элемента культуры, составлены значковым методом, при этом размеры значков указывают на преобладание или бытование в данной местности соответствующего явления.

На карты нанесены основные наиболее характерные и ареалообразующие материалы ткачества, дающие определенные сведения и ценный материал к решению поставленных задач. В конце выпуска помещена обобщенная карта. Она является результатом тщательного сопоставления всех элементарных карт, наложением одних ареалов на другие.

Сведения (путем механического совмещения) на единую карту-основу элементарных карт по ткачеству дают основание объективно выделить в Среднем Поволжье и Приуралье специфические этнокультурные ареалы, связанные с теми или иными структурными подразделениями татарского этноса, проживающими, как известно, в данном регионе в тесных контактных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенные в нем результаты богатого наследия прикладного искусства могут внести весомый вклад в решение практических дел. В частности, материалы данного исследования могут способствовать освоению и выпуску новых ассортиментов декоративных и утилитарных изделий на ткацких предприятиях.

Кроме того, результаты выполненной работы могут быть применены в практике сравнительно-типологического исследования декоративно-прикладного искусства народов Среднего Поволжья и Приуралья, в обобщающих работах по теории и истории искусства. Изложенная в атласе методика классификации орудий производства тканей может быть использована в практической работе музейных специалистов, краеведов при сборе, систематизации и классификации собранных экспонатов и служить в качестве их определителя для территории Среднего Поволжья и Приуралья, способствовать лучшей организации музейных экспозиций, лекционной пропаганды национальной культуры народов Татарстана.

Работа снабжена рисунками, фотографиями, списком терминов, сокращений, картами, что дает возможность восстановить по хранившимся названиям исчезнувшие из быта элементы культуры ткачества татар.

Выражаю искреннюю благодарность профессору Смыкову Ю.И., старшим научным сотрудникам Мухаметшину Ю.Г., Исхакову Д.М., Мазанову А.А., работникам музея Завьяловой М.К., Котовой Е.П., которые своими советами оказали неоценимую помощь в написании данной работы.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru