Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Кривое веретено не исправится.

Рубрика: Волокна

Выращивание льна

Просмотров: 3318


Районами наиболее интенсивного льноводства являлись Витебская, северная часть Могилевской и белорусские уезды Виленскоя губернии. Отсюда лен в большом количестве экспортировался и за пределы Белоруссии. Если в России сбор льняного волокна составлял 16—20 млн. пудов (56% волокна, получаемого в мире), то только на Витебщину припадало около 2 млн. пудов. Развитие льноводства в северных районах Белоруссии объясняется благоприятными, природными условиями. Кроме того, здесь, особенно в помещичьих хозяйствах, для выращивания льна использовались достижения агрономической науки, что в силу социально-экономических условий для основной массы крестьянства было недоступно. В крестьянском быту применились фенологические звания, накопленные на протяжении многих веков и передававшиеся из поколения в поколение. Особенно много примет связано с посевом льна. Благоприятными считались дня, когда на небе было много облаков, а также фаза полнолуния. Для посева льва выбирали определенные дни неделя. Считалось, что лучше всего сеять лен в пятницу и субботу. В понедельник старались не сеять — тяжелый день, вторник — будет плохой всход, среда — злой день — волокно будет жестким, четверг — будут нападать черви. Существовало также много примет, связанных и с будущим урожаем льна. Например, чтобы лен рос чистым, без сорняков, на пасху не рекомендовалось подметать пол. По той же причине, отправляясь в поле, сеятель нес семена в белоснежной скатерти. Хорошей приметой считалось встретить по дороге на поле мужчину и плохой — беременную женщину: лен будет расти сорным и, что особенно страшно, его «абкруцiць павiтуха» («бярозка», «чарэука»). Траву, вырванную во время прополки льна, хранили до Ивана Купалы (на Брестчине), а потом сжигали на купальском огне, приговаривая: «Чарэука у мора, а мой лён угору».

Посев льна сопровождался различными пожеланиями ж заклинаниями. Например, перед началом сева крестьянин сам себе приговаривал: «Светлы дзень, як вакно, урадаiся добрае валакно».

Весь процесс, связанный с обработкой льна и изготовлением тканей, выполнялся вручную и сохранил в себе древние черты, что засвидетельствовано в фольклоре. В сказке «Падчарыца i чарцi» называются все этапы обработки льна: лен нужно вначале «пасеяць», потом «палоць», «бряць», «слаць», «мяць», «трапаць», «часаць», «пpacцi», «сваваць», «ткаць».

Если при посеве льна чаще был занят мужчина, то в дальнейшем, начиная с прополки и дерганья льна, все работы выполнялись в основном женщинами.

Убирали {«рвалi», «бралi») лен в основном во второй половине августа. Перед этим внимательно следили за тем, чтобы лен но «перестаяу», а то «прадаiва не будэе». Поэтому убирали его в момент, когда головки становились светло-коричневыми, а стебли приобретали зеленовато-желтый цвет. В ряде мест (Чериковский у. Могилевской губ.) за один сезон снимали два урожая. Поэтому лен дергали часто недозревшим, а участок сразу засевали вторично. При этом получали только волокно, а семена, как правило, не вызревали.

Вырванный лен вязали в снопики. Каждый состоял из одной-двух горстей («жменя»), перевязанных посередине «перевяслам». Для просушки лен составляли в бабки («кучкi») по десять снопиков. На юго-востоке (Мозырский и Речицкий у.) снопики вязались несколько иначе: горсти клали одна на другую и связывали в виде буквы «X». Ставили их не в бабки, а в ряды по десять штук. На юго-западе Белоруссии лен не вязали вообще, а ставили в бабки в виде конуса. На востоке, как и в России, вырванный горстями лен клали прямо на землю не связывая.

Дальнейшая обработка льна предусматривала процесс отделения головок от стеблей. Известны два способа — обивание и обрывание. Наиболее распространенный и древний способ у белорусов — обивание. Орудием служил деревянный валек («пранiк», «пральнiк», «праднiк», «прач»). Это чаще всего березовый прямоугольный в сечении брусок длиной 25—30 см (до ручки). Валек у восточных славян известен с древнейших времен и, как свидетельствуют археологические данные, широко использовался уже в VII в. О распространении этого орудия на территории Белоруссии говорят более поздние данные, относящееся к ХI-ХIII вв.



Ножи для обрывания льняных головок. Лепельский у. Витебской губ.
Ножи для обрывания льняных головок. Лепельский у. Витебской губ.

Менее распространенный способ — обрывание льняных головок при помощи ножей {«драчок»). По внешнему виду драчок напоминал тяпку с зубьями, только в отличие от последней зубья здесь были с острыми лезвиями.

Использование ножей — явление позднее. Первые упоминания о них относятся ко второй половине XVIII в. Обрывание льняных головок характерно в основном для севера Белоруссии и известно также русским и литовцам.

Льняные головки некоторое время дозревали на солнце, я затем их «били» вальком.

Вернуться к статье Обработка льна в белоруском народном ткачестве
Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Волокна.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru