Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Была бы куделька, пряслице сделаем, а донце взаймы возьмем.

Рубрика: История ткачества

Прядение

Просмотров: 12707

Примитивное прядение осуществлялось без всяких механических орудий, исключительно путем использования естественных органов человека.

Точно таким же образом и некоторые современные племена берут растительное волокно или шерсть, или волос и скручивают их, катая между ладонями или одной рукой по бедру. Этот способ, понятно отличается крайней медлительностью процесса работы и имеет результатом неравномерность крутки нити в разных ее частях. В других случаях нить, по-видимому, получалась путем простого склеивания элементарных волокон. На это указывает существующий еще в Китае способ образования нитей растения рами (китайская крапива) при помощи обмакивания волокон в рисовом отваре или клее для их параллельного укладывания в нить, концы которой ткач скручивает большим и указательным пальцем, используя тот же клей. Для данного способа также характерна низкая производительность труда «прядильщика».

Первым механическим приспособлением в прядении была, по-видимому, палка, служившая для намотки нити, свисавшей и спутывавшейся при длительном процессе прядения. Такую функцию у современных австралийских племен выполняет, например, палочка с крестообразной перекладинкой, предназначенной для намотки не только пряжи, но и шнура и бичевок.

Недостаточность употреблявшихся способов крутки при помощи пальцев руки, ладони и бедра приводит человека в длительном процессе накопления хозяйственного опыта к мысли использовать палку, служившую раньше лишь наматывающим приспособлением, также в качестве орудия дополнительной крутки. С этого времени палка начинает превращаться в веретено, которое, получив вращательное движение, не повисало на натянутой нити, а покоилось в руках прядильщика. Такой способ прядения, по мнению ряда этнографов, существует у бразильского племени бакаири и некоторых современных австралийских племен, которые во время прядения катают веретено левой рукой взад и вперед по бедру. Индейцы северных и южных районов американского материка прядут нити из овечьей шерсти и хлопка, пользуясь деревянными спицами.

В прядении индейцев Педжестунда наматывающее и крутильное приспособление дифференцированно; кручение выполняется веретеном, один конец которого держат высоко над бедром в правой руке и вращают, а намотка производится насаженной на веретено катушкой. Наоборот, в кустарном прядении деревенских прях южной Италии веретено срослось с катушкой в единый инструмент, выполняющий последовательно операции крутки и намотки. Здесь веретено, внешне напоминающее катушку, имеет вместо заостренной — цилиндрическую форму м снабжено двумя кольцами — одним наверху, а другим посередине, между которыми и наматывается выпряденная нить. На верхнее кольцо надет проволочный крючок, который служит для проведения нити и для прикрепления выпряденного кольца. Пряха приводит веретено во вращательное движение посредством катания конца веретена по колену с помощью правой ладони. Такой способ очень непроизводителен и требует для получения крепкой нити значительно большей затраты времени, чем при обычном веретенном прядении.

Поэтому переход т катания веретена к свободному его вращению на натянутой нити знаменовал собой очень крупный сдвиг в текстильной технике доклассового общества. С этого времени процесс прядения при помощи веретена не претерпевает в своих существенных чертах никаких изменений вплоть до настоящего времени. Он ведется следующим образом: к особой деревянной палке — пряслу — прикрепляется сырой материал — кудель, из которой левой рукой прядильщица непрерывно вытягивает и слегка ссучивает пальцами группу волокон, в то время как ее правая рука приводит «щелчком» во вращательное движение веретено, повисающее на вытянутой пряди волокон и скручивающее волокно в крепкую нить. Когда нить достигает такой длины, что правая рука перестает доставать веретено, прядение останавливается, и выпряденная нить наматывается на поверхность веретена, причем ненамотавшийся конец ее захлестывается петлей на веретено. После этого опять начинается операция вытяжки новой группы волокон, их скручивание и так далее. Таким образом, процесс веретенного прядения состоит из трех основных моментов, сохраняющихся и в машинном прядении: вытягивания волокон, их скручивания и намотки готовой нити на веретено. Дополнительным моментом при ручном прядении обычно было смачивание время от времени нити слюной, являющейся для волокон клейким веществом, сообщающим нити гладкость и блеск.

Прядение посредством свободно вращавшегося веретена не только ускорило процесс изготовления нити, а, следовательно, и повысило производительность прядильного труда, но и обеспечило большую равномерность крутки. В то же время оно требовало от прядильщика значительной сноровки и искусства, так как необходимо было постоянно сообразовывать количество вытягиваемого волокна и темп вытяжки с меняющейся скоростью вращения веретена.

Если техника веретенного прядения распространена была у всех народов на определенной ступени их общественного развития, то форма самого средства труда — веретена — в разных географических районах и эпохах значительно варьируется.

Общей принадлежностью почти всех веретен является особый диск, надевающийся либо на середину веретена, либо на один из его концов. Назначение его двоякое:
1) увеличивать момент инерции при вращении веретена,
2) служить опорой для намотанной на веретено нити.
Материалом, из которого изготовлялись диски, были большей частью камень, глина, кость. К более позднему времени относится появление стеклянного и металлического дисков. Нередко диски делали также из дерева.

История прядения

На рисунке под буквой «а» изображено древне-перуанское веретено, представляющее собой палочку с слегка заостренным концом, на середину которой насажен шарообразный диск. Длина этого веретена 260-300 мм. Более крупные размеры имеет египетское веретено, показанное на рисунке «b»; здесь диск насажен на самый конец ствола. Южно-итальянское веретено изображено на рисунке «с»; здесь диск, укрепленный в средней части веретена, имеет кольцеобразную форму; крючок на верхнем, заостренном конце веретена служит для захлестывания петли, после намотки на поверхность веретена выпряденной нити и возобновления процесса вытягивания и скручивания новой нити. На рисунках «d, e, f» показаны типы русских веретен и пряслица; на рисунке «g» — немецкая стойка для кудели, на рисунках «h, i» — образцы веретен, употреблявшихся африканскими племенами. Особенностью представленного на рисунке «k» веретена с острова Мадера является, во-первых, выемка в верхней части орудия, служащая той же цели закрепления намотанной нити, что и крючок на итальянском веретене, и, во-вторых, отсутствие отдельного диска, функцию которого выполняет здесь утолщенный ствол самого веретена.

История прядения


Это индийское веретено для хлопковой пряжи, имеющее тонкий медный диск, и часть кокосового ореха, в котором веретено вращается. То обстоятельство, что веретено не висит здесь на нити, а имеет точку опоры, объясняется необыкновенной тонкостью индусской пряжи, не допускавшей сильного натяжения нити, неизбежного в том случае, когда ей приходится выдерживать тяжесть веретена. Самые дорогие и редкие сорта муслина из Дакки, изготовлявшиеся из пряжи почти 400 номера, по своей тонине не отличались от паутины. Вообще выбор размера веретена и диска зависел в большинстве случаев от крепости прядильного материала и от тонины нити, которую нужно было выпрясти.

Развитие орудий прядения шло параллельно с прогрессом приемов и методов, применяемых в приготовительных операциях обработки волокон. Эти операции складываются на последних ступенях поздней коммуны (домашняя и сельская община) в определенную систему работ, отличную в производствах пряжи из лубяных волокон и из шерсти. Так, при обработке льна процесс работы состоял из следующих звеньев.
Колотушка
Созревшие стебли льна выдергивались вручную, затем — после обрезки головок — вымачивались, сушились на солнце и подвергались колочению. Орудием для последней операции были деревянные рубчатые колотушки с длинными рукоятками. Выколоченный (мятый) лен трепался при помощи сучкообразных палочек или ножей-трепал, в результате чего волокно разрыхлялось и освобождалось от примесей.
Полученный после трепания продукт распадался на три группы:
1) костру (древесные частицы),
2) паклю и очесы (короткие волокна, перемешанные с мелкой кострой, пылью и т. д.),
3) длинные волокна, беспорядочно расположенные в пучке.
Только последние две группы шли на дальнейшую обработку, причем главное значение имело в производстве пряжи использование длинных волокон. Для того, чтобы расположить последние в пучке параллельно и освободить от оставшихся коротких волоконец, лен подвергали дальше многократной проческе, для каковой цели служили различные орудия, например ребра и расщепленные кости животных, деревянные пластинки с дырочками или зубьями и ручкой (найдены в свайных постройках), деревянные или костяные гребни, шишки ворсянки (репейника) и деревянные карды. После чесания волокно было готово к прядению.

Культура льноводства восходит в Египте к 4-му тысячелетию до н. э.; расцвет льняного производства здесь отмечен приблизительно 22 в. до н. э. Не менее древней была обработка льна в Месопотамии.

Что касается изготовления шерстяной пряжи, то оно с самого своего возникновения отличалось некоторыми специфическими чертами. Шерсть выщипывалась из овец, коз, лам и т. п. животных руками, в связи с чем эта операция была весьма мучительной для животного, кожа которого обливалась при этом кровью. У туземцев Фарерских островов этот варварский способ сохранился до настоящего времени. После разбора по сортам шерсть разрыхлялась крючковатыми деревянными или костяными орудиями и затем расчесывалась теми же примитивными приспособлениями, которые употреблялись и для льняных волокон.

Готовая пряжа перематывалась в мотки при помощи крестообразных деревянных палочек-мотовил. В некоторых случаях пряжу, для придания ей более чистого вида, по-видимому, кипятили, отбеливали золой и высушивали.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru