Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Из пасмы в пасму перейду, так и конец найду.

Рубрика: Прядение

Прядение в Белоруссии

Просмотров: 3425

Прядение — превращение волокна в нить. Это довольно трудоемкий и важный процесс. Оттого, как спрядено волокно, в значительной степени зависело качество готовой ткани.

Время прядения приходилось в основном на ноябрь и тянулось примерно до марта. Прядением занимались женщины во все дни недели, за исключением праздников и воскресений, когда они могли отдохнуть от тяжелой работы.

Ой, кудзелька мая, ды назола мая,
Я цябе прала i у дзень, i у ночы,
А ты на мяне вырачыла вочы.
Пайду у лужочак, выражу пруточак.
Заганю кудзельку у цёмненькi куточак.
Ой, стой, кудзелька, аж да панядзелка.

Длинными зимними вечерами девушки собирались на посиделки — «вячоркi», «вечарушкi», «супрадкi», «попрадкi» и др. На юго-востоке был известен еще термин «хвацеры»: «Зiмою хадзiлi прасцi на хвацеры». Для этого поочередно договаривались с одним или несколькими хозяевами и за определенную плату пряли в их домах в течение всей зимы. Совместное прядение — обычай довольно древний, берет свое начало с эпохи родового строя, когда для этих работ отводился специальный дом. Позже этот обычай приобрел форму «посиделок».

О том, что прядение всегда было сугубо женской работой, свидетельствуют в первую очередь археологические данные, из которых мы узнаем, что еще в доисторические времена при захоронении женщины вместе с нею клали отдельные части орудия для прядения, в частности пряслица. Прядение как специфика женского труда нашло свое отражение и в изобразительном искусстве. В композиции «Благовещение» в Софийском соборе в Киеве богоматерь Мария изображена за прялкой.

По литературным источникам, а также экспедиционным материалам, в Белоруссии конца XIX — начала ХХ в. прядение также являлось сугубо женской работой. Только в редких случаях, когда в семье не было девочек, прядением занимались мальчики. «Но, как подрастут, то должны уметь сделать соху, борону, построить избу, а девочки должны уметь прясть и ткать».

Обучать девочек прядению начинал примерно с семи-восьми лет. Начинающим пряхам доверяли низкокачественное волокно — сначала отрепье, потом очесы, а кужель пряли только молодые опытные женщины и девушки. «Кужельная пряжа требует опытной, молодой и живой пряхи». Кужель использовался для изготовления самых тонких тканей. Особенно высокие требования предъявлялись к пряже, предназначенной для намиток. Существовали даже специальные способы, с помощью которых проверялось качество пряжи. На Могилевщине (Бобруйский у.) пряжу, из которой предполагалось ткать намитки, пропускали через кольцо. Причем качественной она считалась только в том случае, если через обручальное кольцо проходило около 300 нитей. Женщины-токнкопрядицы («тонкапрадухi») были даже не в каждой деревне. О женщинах-тонкопрядицах упоминается в документах XVI в. В заявлении Андрея Цихоновского в Слонимский земской суд говориться о том, что Николай Сапега напал на его поместье и «забрал среди невольной челяди жонку Гамшеевну, что белью робила, другую жонку Доротицу-тонкопрядицу, третью Агриппину-тонкопрядицу, четвертую тонкопрядицу Ганницу».

Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Прядение.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru